🔪 Вообще то, что «Дни нашей жизни» Микиты Франко стали настоящей книгой, которую можно купить в магазине, кажется невероятным. За это спасибо, как обычно,
@popcornbooks.
И дело даже не столько в квир-составляющей, сколько в том, что эта история — не про Италию или Великобританию, а про Россию. То есть это в каком-то смысле документ эпохи, который очень точно фиксирует именно нашу специфику, а не просто переносит шаблоны условного «С любовью, Саймона» в провинциальный российский городок.
Тема книги не просто сложная — она острая, болезненная, и даже в самых приличных и интеллигентных фейсбуках породила холивары. Книга начинается с того, что маленького Мики после смерти мамы усыновляет ее родной брат, который, как выясняется, живет со своим партнером. Понимаете, какая смелость нужна, чтобы открыто заговорить об этом в стране, где выпускают известные агитационные ролики?
Можно представить, что дальше читателя ждут описания ужасов гомофобии и мораль про ущербность нашей культуры, но эта книга намного сложнее — и поэтому настолько хороша, что вызывает бурю эмоций. Недаром в обзорах ее упорно сравнивают с «Денискиными рассказами» Драгунского — это действительно в первую очередь история взросления в тех декорациях, которые у нас сейчас, к сожалению, есть.
Автор как будто решил, что из песни слов не выкинешь — настолько, что мы становимся свидетелями жестоких конфликтов внутри приемной семьи Мики, которые вполне могут дать гомофобам повод говорить: «Вот видите, видите, детей нельзя так растить!»
Удивительно, что самые противоречивые чувства вызывает не гомофобное общество — ханжи-учителя, шутники-одноклассники, от которых приходится прятать семейные фотографии, враждебные родственники — оно как раз такое, как и в жизни, никакой излишней демонизации.
Как ни странно, наиболее непримиримый персонаж тут сам Мики, в уста которого вложены самые отвратительные гомофобные реплики, которыми он припечатывает и своих родителей, и сверстников, решившихся ему открыться (среди таких есть как гей, так и лесбиянка). Никто не относится к нему и к его семье так жестоко, как он сам, и взрослеть ему приходится именно через конфликты с самим собой и с остальными ребятами, уже осознавшими свою инаковость.
В издательской версии «Дней нашей жизни» всё заканчивается хорошо — Мики удается совладать с суицидальными мыслями, а впереди всю семью ждет переезд в Канаду. В интервью Франко
признается, что самиздат заканчивался немного не так, поскольку на момент написания его настроение было не столь оптимистичным.
Отдельно стоит сказать, что книга написана потрясающе легким и при этом выразительным языком, я, как человек, травмированный Андре Асиманом, оценила это в полной мере. То есть помимо богатого на эмоции сюжета вас ждет еще и литературно-приятное чтение без натянутого «
йоу-йоу, сноубординг, дискета», которыми так часто грешит янг-эдалт.
Я не питаю иллюзий по поводу взрослых консервативных людей — они, скорее всего, просто не возьмут книгу в руки. Но для ребят от 18 лет она вполне может стать стимулом задуматься, прежде чем снимать очередной гомофобный тикток.
#почитать