Size: a a a

Капитан Арктика

2022 February 08
Капитан Арктика
…И японцы тоже


В последнее время основное внимание в плане оценки арктических раскладов уделяется «грандам» – России, Штатам, Китаю, реже – ЕС. Но не будем забывать и о других игроках.

Так, в высокие широты пойдет и Япония. Еще в апреле прошлого года они анонсировали постройку нового ледокола, ориентированного конкретно на Арктику.

Параметры у него будут поскромнее, чем у ледоколов, принадлежащих участникам первой лиги. Так, толщина преодолеваемого льда составит порядка 1,2 метров на скорости 3 узла. Для сравнения, это больше, чем у первого китайского Сюэлуна (1,1 м), но меньше, чем у второго (1,5 м). Но, как говорится, Токио не сразу строился. Силовая установка современная – гибридная (дизель + СПГ).

Оператором судна выступит Японское агентство науки и технологий по изучению морских недр. В общем, для него официально заявлены именно исследовательские цели. Впрочем, тут ничего удивительного нет – это первейший предлог, под которым неарктические игроки обычно стремятся зайти в Заполярье. Японцы не были оригинальны, так и объявили: Арктика влияет на экологию всего мира, а значит и на нас, вот мы и собираемся ее изучать (а вот Фукусима с ее многолетним сбросом радиоактивных отходов в воду Мирового Океана – это чисто японское дело, смотрите, не перепутайте).

Что уж он там будет исследовать в реальности – вопрос отдельный. Судя по характеру размещаемого оборудования, судно вполне себе двойного назначения. Оно будет оснащено автономным подводным аппаратом, дронами, будет там и свой вертолет, но, главное, есть небезосновательные подозрения, что и начинка у него будет «интересной». Помимо официальных исследований, среди приоритетов однозначно будет поиск месторождений полезных ископаемых в акватории СЛО и, предположительно, ведение разведдеятельности в нашей арктической зоне.

Придет к нам этот «исследователь» в 2026 году.

#ледоколы #Япония
источник
2022 February 09
Капитан Арктика
Стандартная Арктика


Ростуризм и Росстандарт выкатили свою свежую наработку – ГОСТ по заполярному туризму. Он установит стандарты в сфере индустрии северного гостеприимства.

В целом, вещь нужная (хотя это и не всеобщее мнение в отрасли). Конструктив задумки – в том, чтобы избежать бесконечного повторения условного «перевала Дятлова», что в условиях наших Северов является совсем не тривиальной задачей. Так, в стандарте заложены определенные требования по безопасности, – например, требуется оборудование туристической инфраструктуры в Арктике различными средствами связи (эфирная, спутниковая, телефонная) с резервированием каналов; к инфраструктуре предъявляются определенные требования по обитаемости; предусмотрен ряд нюансов по медицине и т.д.

Есть и элементы политкорректности: документом установлены стандарты по коммуникации с местными. Недаром в соавторах ходит АКМНССДВ РФ – трибуна коренных.

Некоторые вещи забавны, конечно. Так, есть требования по сангигиеническим нормам – душ/туалет на столько-то человек. То есть про ночевки в чумах и ярангах на реальных кочевьях можно забыть. Ну и еще всякое, не будем углубляться.

У ГОСТа имеется любопытный нюанс: продукт этот далеко не только для внутреннего употребления, а кабы не в первую очередь для заграницы. Подтягивали его к нашему председательству в #АС неслучайно: с его помощью мы будем показывать (силами тов. Догузовой как «лица бренда», так сказать) нашим арктическим друзьям и партнерам, что мы тут не лаптем (унтом?) щи хлебаем, а делаем флагманские вещи. Тем более что европейцы язык стандарта легко поймут: в #ЕС стандарты даже на форм-факторы огурцов найдутся, а тут целая отрасль не охвачена.

Стало быть, будем укреплять авторитет Родины на ниве стандартизации, попутно вытаскивая наших перепуганных друзей на диалог. По утвержденной схеме.
Telegram
Капитан Арктика
Московское заседание


Россия постепенно утверждается в роли председателя Арктического совета. С 29 по 30 июня в Москве заседал Комитет старших должностных лиц АС.

Председательствовал на мероприятии тов. Корчунов, возглавивший Комитет (и, между прочим, получивший логин и пароль от его официального твиттера).

Само мероприятие было в известной степени протокольным.

Тов. Корчунов презентовал программу нашего председательства (главная тема: «Ответственное управление для устойчивой Арктики»). Заявленная цель – продвижение коллективных подходов к обеспечению устойчивого развития региона, развитие синергетического взаимодействия с другими региональными структурами и осуществление Стратегического плана Арктического Совета. Ну и ряд чисто формальных, казалось бы, вещей имел место.

Но тут что хотелось бы сказать.

Конкретное продвижение нашей повестки по Совету, в немалой степени, и будет крутиться вокруг вот этой вот самой «бумажной работы» по формальным трекам сотрудничества. Напомним, одной из реальных целей…
источник
2022 February 10
Капитан Арктика
Красноярский матрас


Свежие новости из Красноярска: 1) на регион неожиданно свалились крупные внеплановые деньги и 2) руководство не знает, что с ними делать.

«Краевой минфин окончательно подсчитал исполнение прошлогоднего бюджета, и выяснилось, что фактические доходы бюджета-2021 составили 395,8 млрд рублей… Иными словами, край сейчас получил почти 90 млрд «лишних денег». Лишних – потому что под них не было придумано расходов, в 2021 году нам хватило на всё, что было запланировано», – сообщает прессек регионального правительства.

Проблему «лишних», как изволят выражаться люди из краевой администрации, денег планируется решать двояко. Во-первых, путем тотальной раздачи слонов районам и муниципалитетам: мол, если есть какие-то «хотелки», самое время их закрыть. Во-вторых, внимание, регион намерен складировать средства в стабфонд резервный фонд края.

Ситуация, в принципе, со всех сторон показательная.

Для начала, проясним вопрос «откуда деньги». Понятное дело, что от металлургов и в частности Норникеля. «Цветнина» очень активно растет в цене на мировых рынках, чему способствует экоистерия с отказом от традиционных, углеводородных, видов топлива и резкий крен в сторону «электрификации» глобального энергобаланса, что, в свою очередь, дополнительно востребует цветные металлы. Соответственно, догадаться о том, что регион ожидают сверхплановые бюджетные поступления, мог бы любой человек, регулярно читающий хоть что-то из новостей. Но только не тов. Усс со товарищи, для которых это, «внезапно», приятная неожиданность.

Далее. Догадавшись о том, что деньги будут, и что это таки тренд, можно было бы заранее пораскинуть мозгами на тему того, как с максимальной разумностью потратить эти средства на нужды региона. Который, надо отметить, «деньгопадами» не особо избалован (в отличие от, допустим, ЯНАО). Но нет, и теперь мы собираем «хотелки» с мест в авральном режиме – вместо того, чтобы, повторимся, подумать об этом в спокойной обстановке.

Однако настоящая вишенка на торте – это, конечно, то, куда в итоге уйдет немалая часть этих денег. Уйдет она по факту «под матрас» – в резервный фонд, где будет лежать мертвым грузом. И если в предыдущих пунктах можно было бы критиковать тов. Усса и его команду, то тут критика будет не вполне по адресу. Ведь тов. Усс просто повторяет схему, установившуюся в стране уже не первый год как. Появились деньги? Немедленно отложи их под матрац на черный день. Только не повышай уровень жизни населения, не финансируй технологических прорывов и структурных «апгрейдов» экономики.
источник
2022 February 11
Капитан Арктика
Быстрорастущий лосось


Отечественное рыбоводство потихоньку стает на ноги. В лидерах – Мурманская область.

Итак, по итогам 2021 года объем выращивания лососевых видов рыб на Мурмане вырос на 37%, достигнув 71,6 тысяч тонн. За последние пять лет этот показатель увеличился более чем пятикратно.

Мурманские показатели формируют львиную долю статистики по Северо-Западному федеральному округу. Так, за 2021-й в СЗФО производство товарной аквакультуры возросло на 19% до 111 тысяч тонн, из которых 110 тысяч тонн – лососевые. Вклад Мурманска приближается к 65% от окружных показателей, что совсем не плохо.

Всего же по РФ производство рыбоводческих хозяйств выросло за прошлый год на 8,5% и составило 356,6 тысяч тонн; при этом объем лососевых увеличился почти на 17% – до 137 тысяч тонн. И Мурманская область тут опять в локомотивах роста: на нее приходится больше половины всех лососевых, выращенных в России.

Впрочем, до маленькой Норвегии нашей огромной стране с гигантской береговой линией в Арктике по-прежнему далеко. Всего в год норвежцы выращивают до 1,2 млн тонн лососевых – это практически в 9 раз больше, чем в России и почти в 17 раз больше, чем в Мурманской области. Но тут важен тренд, и он – правильный.

#рыба #Мурманск #Норвегия
источник
2022 February 13
Капитан Арктика
Дальстрой. Комбинат особого типа


Решение стратегических задач, поставленных перед Дальстроем, требовало исключительных возможностей. Это прекрасно понимал человек, поставивший свою подпись под секретным постановлением ЦК ВКП(б) о создании Дальстроя. Сам он определял Дальстрой как «комбинат особого типа, работающий в специфических условиях», добавляя: «эта специфика требует особых условий работы, особой дисциплины, особого режима». Человеком этим был Иосиф Сталин.

С самого начала «комбинат» был выведен за рамки существовавшей административной и территориальной иерархии. Подчинение – напрямую ЦК партии. Куратор – глава ОГПУ, незамедлительно решающий все вопросы. Даже заключенные, которых ОГПУ-НКВД «поставляло» тресту в качестве рабсилы, изымались из системы ГУЛАГ.

Постановление Совета труда и обороны, изданное спустя два дня после решения ЦК, предписывало: «Сна6жение треста всем нео6ходимым для осуществления возложенных на него задач производится по заявкам треста соответствующими учреждениями и организациями Союза ССР вне всякой очереди». Дальстрой мог напрямую требовать чего угодно у всех, с кем соприкасался по роду деятельности: «трест имеет право сноситься непосредственно со всеми местными учреждениями и организациями, причем воз6уждаемые трестом вопросы полежат рассмотрению в этих учреждениях и организациях в первую очередь».

На базе треста – в Нагаево (будущем Магадане) – вводился режим комендатуры, подчиненной главе Дальстроя, в силу чего этот район выходил из краевого подчинения. Решение СТО обуславливало экстерриториальность Дальстроя: «никакие учреждения и лица 6ез осо6ого постановления СТО не имеют права вмешиваться в административно-хозяйственную и оперативную деятельность треста». В дальнейшем, 4 марта 1938 года, трест был передан в состав НКВД, где был преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера, что усилило его и без того значительную автономию.

https://t.me/caparctic/1525
Telegram
Капитан Арктика
Дальстрой. Трудности и результаты (продолжение)


Однако в первые свои два года Дальстрой сделал главное – заложил инфраструктурную основу для грядущей экспансии, начал прокладку сети дорог, основал первые прииски и опорные поселки, и главное – организовал системный геологический поиск новых залежей «металла № 1», позволивший быстро наращивать запасы.

Результаты не замедлили сказаться.

С 1934 года показатели треста пошли резко вверх. В том году Колыма дала стране более 5,5 тонн золота. В 1935-м Дальстрой добыл уже 14,5 тонн. А в 1936-м этот показатель составил 33,3 тонны химически чистого золота. Подтверждая прогнозы исследователей, еще недавно казавшиеся фантастическими, Колыма обогнала ключевой золотоносный регион США – Калифорнию. Отдавая дань нашим геологам, в том же году Берзин заявил: «Вексель Билибина, выданный государству, полностью оплачен».

Колымское золото оказалось очень кстати. В страну не только пошли стратегически важные товары, но и стали пребывать зарубежные «спецы» – носители важных знаний…
источник
2022 February 14
Капитан Арктика
Мореходное обезуглероживание

Всемирный совет судоходства (это не международная организация типа ВОЗ или ВТО, как может показаться из названия, а, по факту, лоббистский клуб, представляющий основных коммерческих игроков отрасли морских перевозок) недавно выкатил предложения, определяющие шесть путей к так называемому безуглеродному судоходству. Документ, отражающий мнение «грандов» по острейшему вопросу декарбонизации морского транспорта, ляжет на стол ИМО с тем, чтобы последняя учла его положения при определении дальнейших политик.

Вот, вкратце, эти пути:

1) Наказание рублем эксплуатантов судов с пропульсивными установками на традиционных видах топлива в сочетании с введением льгот для новых, по определению более дорогих, судов «с низким и нулевым выбросом парниковых газов».

2) Введение регулирующих механизмов «для стимулирования первопроходцев к использованию альтернативных видов топлива, которые обеспечивают значительное сокращение выбросов парниковых газов».

3) «Комплексное развитие глобального производства и поставок топлива с нулевым выбросом парниковых газов на основе партнерских отношений между государствами-членами ИМО и поставщиками энергии».

4) Запуск программы «Зеленые коридоры» для «ускорения справедливого перехода» к новым топливу и технологиям, предусматривающей использование судов и топлива с нулевым выбросом парниковых газов на торговых путях там, где создается необходимая береговая энергетическая инфраструктура.

5) Новые стандарты судостроения, направленные на поддержание энергоперехода через запрет на строительство судов на «старом» топливе после определенной даты.

6) Регуляторное стимулирование инвестиций в научные разработки по внедрению новых видов топлива на океанских судах.

В целом, налицо стремление собственников, обеспечивающих 90% трансокеанских перевозок, добиться пакета административных решений, позволяющих перераспределить финансовые затраты по энергопереходу на морском транспорте (такой вот свободный рынок, да). И надо думать, что их мнение будет так или иначе услышано в #ИМО.

Для нас это, конечно, создает дополнительные сложности – основная часть флота по-прежнему ходит на мазуте. Но, думается, глобальные изменения неизбежны – курс основных политических и экономических игроков не перешибить. Поэтому надо просто принять это и работать над тем, чтобы для нас переход был сопряжен с минимумом дискомфорта.

Тем более, что конкретно в Арктике ситуация может развиваться и по более благоприятному для нас сценарию. Не будем забывать о том, что АЗРФ – это флагман нашей экспортоориентированной топливной экономики. В силу этого там все равно будут внедряться решения «под Запад», запускаться новые топливные производства. Для «озеленения» доставки будут создаваться суда на гибридных двигателях (собственно, это уже имеет место, но пока только в варианте пропульсивных установок на #СПГ, а не на «голубых» и «зеленых» топливах). А это значит, что, во-первых, российские игроки смогут претендовать на преференции по первому пункту предложений, а во-вторых, в Заполярье возникнет и необходимая береговая инфраструктура, что позволит хотя бы пытаться претендовать на позиционирование (части) #СМП в качестве пресловутого «зеленого коридора».

Хотя, конечно, «дьявол в деталях». Наши желания – одно, а что в итоге нарешает ИМО, – другое. И тут уже все карты в руки нашим дипломатам – и международным лоббистам отечественных газовиков.
источник
2022 February 15
Капитан Арктика
Новатэк отжимает Европу


Тов. Мишустин подписал на днях постановление, которым расширил границы территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» в Мурманской области.

Теперь в самую распиаренную арктическую ТОР входят участок в ЗАТО Видяево и часть акватории Мурманского морского порта – территория будущего перегрузочного комплекса сжиженного природного газа Новатэка. Ресурсы тт. Михельсона и Чибиса уже рассказывают о новых инвестициях и рабочих местах, связанных с этой стройкой. Ну, об этом мы потом скажем пару слов, а пока – немного о том, что же это за комплекс такой.

Его базовая идея заключается в удешевлении доставки #СПГ с арктических проектов Новатэка. Говоря просто, чтобы не гонять дорогие в эксплуатации газовозы ледового класса с «Ямал СПГ», а далее и «Арктик СПГ-2» прямо в пункты назначения, предполагается перегружать газ в двух крайних точках, юго-восточной и северо-западной, откуда он будет развозиться «обычными» СПГ-танкерами. Тем самым достигается значительная экономия – помимо снижения расходов на транспортировку газа, #Новатэк получает еще и более короткое плечо для своих газовозов Arc7, а значит – и более быстрый цикл доставки. Восточная точка разворота будет на Камчатке, западная – как раз в мурманской ТОР. Собственно, такая схема работает еще с конца 2020-го года, просто сейчас она реализуется на воде, по схеме «борт-о-борт».

С этим комплексом связаны минимум две проблемы.

Во-первых, особого никаких особо многочисленных рабочих мест региону он не принесет. Новатэк предпочитает загонять на свои проекты гастарбайтеров из Средней Азии – им не надо платить «полярки», соцгарантий им тоже не положено, а прав у них – почти как у дальстроевских з/к (с поправкой на наши более гуманные времена, разумеется). Поэтому есть опасения, что и этот проект останется «вещью в себе», экономически отгороженной от региона.

Во-вторых, и в-главных, запуск перегрузочных мощностей в Мурманске окончательно институциализирует одно из ключевых нарушений, допущенных Новатэком в контексте своих арктических проектов – а именно, нарушение обязательства не конкурировать с Газпромом за европейский рынок. Да, сейчас в ЕС очень хорошая конъюнктура на газ, грех ею не пользоваться, торгуя «со всех рук». Но безумие на газовом рынке рано или поздно закончится, и #Газпром опять окажется в тесном – и совершенно не желанном – соседстве с Новатэком (только соседство это теперь будет отлито в бетоне Мурманского комплекса). А российский #газ вновь будет конкурировать сам с собой.
источник
2022 February 16
Капитан Арктика
Арктический фланг кризиса безопасности


Острый комплексный кризис безопасности России, разворачивающийся у нас на глазах, основным очагом которого (пока что) является Украина и прилегающие к ней территории, затрагивает в весьма серьезной степени и Арктику.

Разгоняя беспрецедентный вал пропаганды и политической активности по поводу «агрессивных устремлений России», США делают это не без умысла. Одним из его многочисленных элементов является дальнейшая внутренняя консолидация блока НАТО на севере Европы, сопряженная с очередным туром расширения. На этот раз – за счет нейтральных скандинавов.

И это – весьма серьезная угроза.

Да, в обеих странах, Швеции и Финляндии (в отличие от какой-нибудь Норвегии), существуют национальные/государствообразующие нарративы, завязанные на тему борьбы с Россией, что всегда делало их более сложными для, скажем, дипломатической работы, чем ту же натовскую Норвегию, где, напротив, антирусской исторической мифологии не существовало. Да, оба нейтрала и без всякого НАТО так или иначе встроены в западные системы интеграции. Да, они входят в «Северное оборонительное сотрудничество», достаточно плотно интегрированное в альянс, которое уже сейчас можно рассматривать как формат, обеспечивающий их гибридное членство в НАТО.

Но «дружить» с НАТО, пусть даже и очень плотно, это одно, а быть его членами с четко прописанными обязательствами – это совсем другое. А быть «просто» членом НАТО, как Норвегия, пусть даже и со всеми сопутствующими обязательствами, – это не то же самое, что быть передовой базой альянса, накачанной всеми средствами наступления, включая ядерные.

Между тем, эти угрозы уже далеко не иллюзорны. Несмотря на неприятие населения, несмотря на нежелание лезть во все это по крайней мере части политических элит скандинавских стран, нейтралов запихивают в альянс, а из Норвегии делают милитаризированный форпост.

И самое неприятное тут в том, что на данном фланге у России совсем немного рычагов противодействия. Из активных, фактически, – только дипломатия, двусторонняя и в рамках АС. Но дипломатия как таковая за последние десятилетия порядком девальвировалась. К тому же, наши усилия по этой линии будут целенаправленно гасить. Что еще? Очередные учения, показательное наращивание мощи? Конкретно здесь и сейчас это лишь подпитает антироссийскую истерию. Контрпропаганда, воздействие через «народную дипломатию» и культурные/общественные связи? Пожалуй, тут мы опоздали, таких инструментов у нас в Скандинавии практически нет.

Поэтому надеяться, конечно, надо на лучшее. Но исподволь пора готовиться (в том числе и психологически) к тому, что скандинавский фланг нашей границы перестанет быть спокойным и умиротворенным местом.

#арктикабезопасность
Telegram
Капитан Арктика
Скандинавия: военная консолидация продолжается


Военно-политических связок в Скандинавии стало больше.

В прошлую пятницу #Дания, #Швеция и #Норвегия подписали заявление о намерениях (по факту – соглашение) в области углубления военного сотрудничества между ними. Заявление предусматривает, в том числе, проведение курса на углубление координации военной деятельности и взаимодействия уровне оперативного планирования, а также возможность совместных силовых действий в том случае, «если решение об этом будет принято».

Мотив очередного витка военной интеграции – «российская угроза». Как заявил глава шведского минобороны г-н Хульквист, новое соглашение необходимо в свете «готовности России применять силу для достижения своих политических целей».

Это не единственное соглашение такого рода. Напомним, в прошлом году #Финляндия, Норвегия и Швеция подписали подобное соглашение о военном сотрудничестве. Кроме того, все упомянутые страны (плюс #Исландия) входят в состав организации «Северное оборонительное сотрудничество»…
источник
2022 February 17
Капитан Арктика
Арктика: оттаивание конфликта


В пандан поднятой нами темы выступил Совбез. Там тоже видят нарастание западной угрозы на арктическом направлении.

Так, по словам тов. Попова, замглавы Совбеза, в Пентагоне существуют планы:

• расширить военное присутствие в Арктике
• направить в Баренцево море ракетные эсминцы
• создать в Арктике новые базы ВМС
• в перспективе создать "арктические дивизии"
• построить к 2027 три тяжелых ледокола
• оспорить законные права России в Арктике, получить беспрепятственный доступ к ресурсам региона и Севморпути.

К этому списку следует добавить еще несколько пунктов. Во-первых, уже упоминавшуюся перспективу членства пока еще нейтральных скандинавских государств в НАТО, которая не добавит нам безопасности. А во-вторых – американские проекты по «разогреву» арктического фланга через системный комплекс внешне не связанных провокаций, реализуемых как в чисто военном ключе, так и в нашем внутриполитическом контуре.

Так, нас ожидает постоянная «толчея» на всем протяжении акватории СЛО, сопровождающаяся перманентным повышением ставок и фиксацией, где это возможно, «новой нормальности», сформированной действиями США и их союзников, – и прежде всего в водах, признанных нашим собственным руководством международными. Это могут быть как «традиционные» провокации (типа FONOP), так и различные инновационные формы агрессии – например, кибер-операции, направленные против нашей арктической инфраструктуры (не обязательно военной). В самой же АЗРФ нам следует готовиться к раскачке, идущей по разным трекам – в первую очередь, через темы экологии, социальных проблем и «коренных». От себя добавим, что именно этот, внутренний, «фронт» новой «полугорячей» войны в Арктике и будет самым опасным.

Все это совершенно не пустой звук (со стороны Запада) и не паранойя (со стороны России). Это – жесткие контуры новой реальности, формирующейся на периметре нашей страны, в том числе и в высоких широтах. Очень, конечно, хотелось бы потешить себя иллюзией, что все эти вопросы можно было бы решить пакетно, через «открытый и честный диалог» с Вашингтоном в рамках очередной «перезагрузки» в русле общей нормализации отношений. Да вот только практика последних десятилетий показывает, что любая «перезагрузка» с Западом превращается в «peregruzka». Поэтому, товарищи, иллюзии – в сторону.

#арктикабезопасность
источник