Чрезвычайное, а не тревожное положение
хотела якобы ввести в прошлом году Кармен Кальво, тогдашняя вице-премьер правительства Санчеса, считая, что жёсткие ограничения свобод граждан не вписывались в правовую форму “estado de alarma” (тревожного положения). Спустя год Конституционный суд Испании, действительно, признал, что estado de alarma не позволяет вводить ограничения того калибра, что были введены.
Феликс Боланьос, тогдашний замминистра-управляющего делами правительства, а ныне - министр, настаивал на использовании более мягкой меры, считая её оправданной. El Mundo намекает на личное соперничество между Боланьосом и Кальво, которая в конце концов уступила, и участвовала вместе с ним в подготовке указов, признанный сейчас неконституционными. Кальво - преподавательница конституционного права. Г-н Боланьос - тоже юрист, но по специальности был адвокатом, специалистом по трудовому праву. Любопытно, что г-жа Кальво на прошлой неделе покинула кабинет министров, а г-н Боланьос (которого газеты называют “человеком, облечённым личным доверием премьера”) получил повышение, заняв её прежний пост.
По закону 4/1981, чрезвычайное положение дало бы властям Испании право задержания любого лица на срок до 10 дней, перлюстрации переписки и корреспонденции, отмену неприкосновенности жилища, конфискации средств транспорта и их грузов, ограничения свободы передвижения. Гражданам могло быть предписано уведомлять власти о своих передвижениях, а властям было бы позволено принудительно переселять жителей страны во временные места проживания, а также приостанавливать работу СМИ, запрещать демонстрации и манифестации, забастовки, изымать у граждан оружие, ставить по госконтроль предприятия, отстранять от работы госслужащих и т.п.
Чрезвычаное положение в итоге не было введено, но некоторые из мер, введённых в прошлом году, больше вписывались в этот режим, чем в тот, который в итоге решила использовать команда премьера.