Проект ВСД (Восточный скоростной диаметр) обсуждался давно и является логичным продолжением развития городских внеуличных автомагистралей. И хотя политика строительства подобных транспортных систем - это, по мировым меркам, уже очень старая технология, в России это - уникальный проект. Даже в Москве не делают нормальных внеуличных автомагистралей, зачастую прокладывая "вылетные магистрали", "кольца" и "хорды" прямо по улицам, не ограничивая к ним доступ (хотя это напрямую противоречит ГОСТ Р 52398-2005). Тем не менее, конечно, к проекту есть множество вопросов. Я уже рассказывал как жителям Веселого Поселка удалось с моей помощью в генплане отодвинуть магистраль от своих домов (
https://t.me/city_in_motion/271). Также на слуху вопрос с переходом через Неву, который до сих пор так и не решён (
https://t.me/city_in_motion/433). Но этим проблемы не исчерпываются. Люди уже очень устали от проавтомобильной политики городской администрации (в которой не представляют себе жизнь в городе без автомобиля) и воспринимают любой подобный проект в штыки. У разработчиков была масса времени, чтобы обосновать свои решения, но, как показали эти общественные слушания, пока на вопросы жителей ответить им нечего. Давайте рассмотрим ситуацию с двух сторон.
С одной стороны, по мнению инициаторов проекта и разработчиков, новая дорога:
1) Позволит разгрузить центр города
2) Проходит по промышленным территориям и почти не затрагивает селитебные зоны
3) Учитывает обязательства по сохранению культурного наследия (да, ради сохранения охраняемых зданий поменяли трассировку и планировку развязки на Витебском пр.)
4) На стадии проектной документации будут проработаны все вопросы, связанные с экологией и вредным воздействием на окружающие территории и их жителей.
С другой стороны, жители высказывают претензии:
1) Дорога пройдет близко к их домам, к детским садам и детским площадкам, что неизбежно ухудшит условия жизни и напрямую угрожает здоровью людей.
2) Дорога будет платной. Почему ради бизнеса идут по головам жителей?
3) Общественные слушания - единственная возможность учесть интересы жителей, но разработчики не могут обосновать свои решения, откладывая проработку многих вопросов на стадию проектной документации, когда повлиять на проект жители уже не могут.
4) Поведение администрации, не учитывающей мнение населения, напрямую противоречит конституции РФ.
В принципе, и та и та позиция вполне понятна, но и с той и с другой стороны имеет место непонимание ситуации. Со стороны разработчиков нет понимания, что такие крупные и затрагивающие множество интересов проекты нужно очень подробно обосновывать на самых ранних стадиях, даже если это будет казаться очень затратным и долгим (в будущем это позволит много сэкономить). И объяснять людям в доступной форме, почему ИМ это выгодно, а не какому-то дяде, желающему заработать на проблемах города. Кроме того, нет понимания, что интересы жителей имеют разный вес. Даже если большинству населения дорога выгодна (что ещё нужно доказать) - это не повод нарушать законные права тех, кто живет там, где она пройдет, даже если это один-единственный человек против всего города. Заявление о том, что дорога якобы нужна чтобы разгрузить центр города говорит о том, что разработчики не до конца понимают цели и эффекты подобных сооружений. Сама по себе дорога ничего не разгрузит, она лишь позволяет создать альтернативу для очень небольшой части водителей, условно позволяющую ограничить движение в центре, и то, это неободимо лишь в рамках проавтомобильной политики, когда мы боимся напугать и обидеть любителей автомобильного транспорта и "откупаемся" от них красивым подарком. При этом, сама дорога простимулирует новые поездки на автомобилях и никак не повлияет на поездки в центр и из него, коих - большинство. В действительности, и без ВСД разгрузить центр можно, и то, как это должно делаться, от наличия этой дороги не зависит.