
Федеральная антимонопольная служба не зря ест свой хлеб и всегда готова прийти на выручку своим братьям по разуму из РКН. Сегодня стало известно, что первого февраля будут предложены новые поправки к закону «О связи», главная суть которых заключается в требовании от производителей смартфонов, планшетов и персональных компьютеров устанавливать как минимум 4 российских приложения. По замыслу антимонопольной службы, это позволит разрушить монополию Google, Apple и Microsoft. В ведомстве уверены, что их сервисы навязаны российским пользователям, а граждане с удовольствием ринутся использовать российские программы, надо только обеспечить их наличие в каждом устройстве. Контролировать исполнение идиотизма будут профессионалы в этом деле – РКН.
Речь идет об отечественных браузере, антивирусе, навигаторе и мессенджере. Если с антивирусом все понятно, то с остальными приложениями все не так однозначно. Если обратиться к статистике, то очевидно, что наиболее популярными российскими браузером и навигатором являются продукты «Яндекса». Но среди компаний, которые поддержали инициативу ФАС, «Яндекса» нет. Зато есть «МегаФон», Mail.ru Group, «Руссофт», «Лаборатория Касперского» и МТС. К слову, причем тут МТС непонятно. У оператора нет ни одного продукта, который подошел бы под описанный продуктовый набор. Но, возможно, мы чего-то не знаем.
Зато с остальными участниками все понятно. В качестве браузера можно ожидать мобильную версию от Mail.ru. Вспоминая «Амиго», это наверняка будет отличное приложение. Мессенджер, в гадалке не ходите, будет от «МегаФона». Да, тот самый «ТамТам», которым даже сотрудники оператора не пользуются. Навигатор, разумеется, Maps.me от Mail.ru. Ну и с антивирусом, как уже писалось выше, все понятно. Повторимся, каков в этом всем интерес у МТС – загадка. Хотя, вполне возможно, оператор решил поддержать инициативу не глядя и не разбираясь. Все-таки, за ней стоит ФАС и РКН. А с этими буйными ссориться никто не хочет.
Если думаете, что дичь ограничивается лишь проталкиванием невостребованных и провалившихся в условиях свободного выбора продуктов, то вы ошибаетесь. ФАС хочет прописать обязанность производителей – внимание – создать специальные алгоритмы, благодаря которым эти приложения нельзя будет удалить. Понимаете, да? «Амиго» годами оттачивало мастерство неудаляемости, а всего-то нужно было попросить ФАС. Конечно, параллельно те же алгоритмы должны будут обеспечивать легкое удаление любых иных прикладных приложений.
Сказать, что этот проект наносит серьезный удар по сложившейся экосистеме приложений – это ничего не сказать. Например, производители недорогих смартфонов получают серьезную прибыль именно от продажи предустановок. Если купите смартфон за 5-10 тысяч рублей, то неизменно обнаружите в нем предварительно установленные приложения «Сбербанка», «Яндекса» и других компаний, чьи продукты проигрывают конкурентам и требуют финансовых вложений для продвижения. Этот сегмент дохода производителей смартфонов ФАС хочет изъять в пользу тех, кто не может создать коммерчески успешные продукты, востребованные у пользователей.
Очень забавно выглядит реакция «Яндекса». В комментарии «Коммерсанту» представители этой компании говорят о том, что «существующие коммерческие договоренности с производителями необходимо сохранить». Разумеется, вряд ли производители будут продавать предустановки сразу трем браузерам, и если ФАС потребует устанавливать один бесплатно, то второго и третьего уже не будет. В свою очередь «Яндекс», которому Google уже устроил петрушку с «Яндекс.Телефоном», камера в котором не работает во многом из-за отсутствия проприетарного софта, прижал хвост и сидит ровно. Понимая, что Google – не так компания, с которой стоит ссориться.
Ну а что делать простым пользователям, чьи смартфоны теперь будут напичканы предустановленным шлаком от «МегаФона», Mail.ru Group и «Касперского»? Да то же самое, что и раньше: складывать ярлыки в созданную папочку «Токсичное» и забывать о них как о страшном сне. Не в первый раз ведь.