#утренняяреплика
Вчера в истории «Евросети» была поставлена последняя точка. Александр Малис, более десятилетия возглавлявший компанию, объявил о своем уходе. Мавр сделал свое дело, мавр может уходить – «Евросеть» окончательно и в полном объеме интегрировалась со «Связным». Объявлен и новый директор, им стала пришедшая полгода назад в компанию Оксана Гуськова, ну а сам Александр займется собственными проектами. Нельзя сказать, что «Евросеть» его тяготила, но ежедневное управление сначала, наверное, самым известным ритейлером в стране, а потом и тяжелое объединение «Евросети» со «Связным» вряд ли оставляла время хоть на что-то. Теперь оно у Александра есть, а мы должны вспомнить, почему же «Евросеть» навсегда останется в наших сердцах.
Во-первых, это Евгений Чичваркин. «Евросеть» росла на дрожжах вместе с экономикой пост-дефолтной России. Одновременно гигантскими темпами росло проникновение мобильной связи стандарта GSM, а цены на мобильные телефоны стремительно снижались. Возможно, далеко не все наши читатели (и слушатели) помнят золотой век Nokia, Motorola и Siemens. Безумные формфакторы, адские инновации, появление первых фотокамер, мобильный интернет, цветные экраны, полифония – развитие шло стремительно. Сегодня считается нормальным представлять новые модели устройств раз в год, ну, максимум два раза в год. Тогда новые модели мобильных телефонов появлялись каждый месяц, и все они были разными, в каждой была своя фишка. Эльдар Муртазин не даст соврать, это было очень интересное время.
Это уже потом была история с Motorola, наездом силовиков и отъездом Евгения в Лондон. Не нам оценивать те события, но надо признать – Евгению не просто дали уехать, но и позволили увести достаточно много денег, полученных от продажи «Евросети». Сколько там кому не доплатили – неизвестно, но лондонский винный бутик Евгения стоит много миллионов фунтов. Значит, не так уж и обидели. «Евросеть» после его отъезда продолжила свое развитие, но и экономика притормозила, и детище Стива Джобса лишило рынок мобильных устройств былого разнообразия.
Во-вторых, это безумная реклама. Причем при Чичваркине это было веселое безумие со слоганами «Цены просто охуеть» для России и «Шара, блядь, шара» для Украины. Поздняя «Евросеть» годами снимала по одним и тем же лекалам – 15 секунд, во время которых либо девушка с большими аргументами в количестве двух штук, либо какой-нибудь актер третьего эшелона говорил коротенький текст в стиле «Смотри, как отличный кусок пластика, и всего за столько-то рублей». Говорят, реклама работала отлично. Но без слез на нее, конечно, смотреть было нельзя.
В-третьих, это гонка со «Связным» и конкретно Ноготковым. Наблюдать за их схваткой было действительно увлекательно, хотя достаточно скоро стало понятно, что Ноготков в какой-то момент подхватил заразу стартаперства и стал запускать крайне рискованные проекты. Банк, сеть магазинов Enter – все это подкосило империю Ноготкова, и в итоге «Связной» достался Малису, который брат. Ну а дальше братья Малисы провернули отличную многоходовку, в результате которой «Евросеть» объединилась со «Связным» и была продана «МегаФону». Не стоит забывать, что в далеком прошлом им уже удавалось провернуть это с «Корбиной Телеком», ставшей в итоге частью «Билайна».
Александр Малис был и остается одним из самых харизматичных профессионалов сотового ритейла. Нам посчастливилось пообщаться с ним лично, можете найти интервью на сайте. Это удивительной харизмы человек, которому хватало смелости делать то и как он этого хочет. Александра можно ненавидеть, удивляться его решениям, ругать его за курение во время интервью, но невозможно не уважать.
Спасибо за все, Александр, это была славная охота.