Сомнения - это правильно. История развития тестов сама по себе очень интересна. Там можно много чего найти сексистского/расистского. Достаточно сказать, что идею culture-insensitive тестов придумали не сразу.
Но становится всё лучше и лучше, и сами тесты и как их используют (в т.ч. принимая во внимание косвенные факторы) и какие выводы делают.
Рост IQ на графике связан прежде всего с развитием здравоохранения, уменьшением вредных факторов и с лучшим питанием. Но рано или поздно эти факторы перестанут влиять и IQ людей приблизится к теоретическому максимуму. В Африке до этого еще идти, а вот в западных странах этого натурального лимита уже достигли. И как бы ладно, есть же уже упомянутый Flynn Effect, который говорит, что средний IQ населения растет (дети умнее своих родителей)? Но согласно совсем новым данным, IQ в западных странах
не только перестал расти, но и начал падать. 😬
Будет интересно посмотреть куда оно всё двинется в длинной перспективе.
Если тестируемый совсем не вдупляет что нужно делать, тогда подготовка полезна. Или если делаешь один и тот же тест - тогда результат будет улучшаться благодаря запоминанию.
Но если тест нормальный, то
повторяемость будет высокая (не идеальная).
Тест ведь в идеале измеряет не креативность, а скорость мозгов - сколько сможешь проработать вариантов алгоритмов и версий ответа. Скорость процессора, если по аналогии с компьютером.
Если смотреть не на уровне индивидуума, а на уровне группы или популяции, то вообще всё замечательно.
Американская армия много чего привнесла (там тесты на IQ обязательны). Например то, что группа со средним уровнем IQ 110 быстрее чинит мотор самолета, а также реже простреливает себе ноги. 🥷
Если хочется узнать побольше, то рекомендую ознакомиться с "Project 100000". Это был проект Министра Обороны США McNamara, который во время войны во Вьетнаме призвал треть миллиона солдат с пониженным интеллектом. Ну типа социальный лифт с помощью проверенных армейских методик обучения и помощь Родине. Результаты были просто ужасны! Поэтому сейчас армия США не берет людей с IQ ниже определенного достаточно высокого уровня.
Если тема IQ хоть малейше интересует, то
горячо рекомендую посмотреть лекцию:
https://youtu.be/_J2VwFDV4-gСтрашный пример того, до чего могут довести хорошие желания противоречащие реальности. Очень приятно думать, что все люди одинаковые и могут сделать что угодно - главное старание и усердие. Но жизнь, к сожалению, не такая. Кому-то повезло, а кому-то нет. У кого-то IQ настолько низкий, что человек не можешь завязать шнурки или не может расчитать траекторию полета гранаты. Таким людям нужно помогать (я социал-демократ), а не унижать их путем навешивания совершенно нереалистичных требований и когда они ожидаемо фейлятся, дополнительно винить их за недостаточное старание. Это бесчеловечно!
Проблема так же в наделении тестов IQ предсказательной ценностью. Его методика не предполагает изоляцию факторов, а значит цепляет глубокие корреляции с другими факторами, которые на самом деле имеют большее влияние на предсказание умственного функционирования, чем сами по себе результаты тестов IQ.
Позволю себе еще одну цитату:
Эта инфляция (расширения оценки) очевидна из противоречий, наблюдаемых в доказательствах предсказательной ценности тестов IQ.
Связанные с этим исследования показывают, что корреляция между результатами тестов на IQ и результатами в области образования, производительности труда, уровня доходов и общего индивидуального благополучия существует от слабой до умеренной ( https://bit.ly/3bMvoOs ; https://bit.ly/3thirCf ). Другие факторы, такие как социально-экономический статус родителей, активно модерируют эти корреляции. В целом, данные указывают на разрыв в интерпретации между тем, что, как считается, измеряют тесты IQ, и тем, что они делают.
https://bit.ly/3bMvoOs ;
https://bit.ly/3thirCf ). Другие факторы, такие как социально-экономический статус родителей, активно модерируют эти корреляции. В целом, данные указывают на разрыв в интерпретации между тем, что, как считается, измеряют тесты IQ, и тем, что они делают.
Кроме того, есть свидетельства о серьезном влиянии мотивации на результаты тестов (
https://bit.ly/3rNNZ2i ).
Нейробиология вообще говорит, что есть три основных фактора психологического процесса - мотивация, когнитивное функционирование и аффект, которые глубоко связаны между собой (
https://bit.ly/3rNPDkv,
https://bit.ly/3tflDyo - вообще интересная работа по искусственному интеллекту, в процессе которой происходят к выводам, что для AI требуются эмоциональные модули), при этом мотивационная часть и аффект оказывают глубокое модулирующее воздействие на собственно когнитивное функционирование, что собственно влияет на то, что измеряется тестом IQ.
В общем, тесты IQ определенно дают некую метрику, которая имеет ту или иную корреляцию с другими факторами, являющимися на самом деле основополагающими для качества психического функционирования личности, и, конечно, для его когнитивных способностей. При этом, корреляция результатов теста с его интерпретацией в плане развития личности и его предсказания не столь сильна, как хотелось бы его сторонникам и не является определяющей или блокирующей (ну там, “выше головы не прыгнешь” и вот это все), а лишь в какой-то мере отражает влияние других, гораздо более значимых факторов, которые поддаются изменению, что сводит все тестирование на IQ к аналогу онлайн-опроса “пользуетесь ли вы Интернетом”.
Отдельным фактором я бы хотел обозначить функциональные и психические расстройства, которые в целом отражаются на результатах теста IQ (
https://bit.ly/3eCUnpC), но это вполне логично для интегрального показателя, который косвенно измеряет некоторые области когнитивного функционирования.
Также, есть большой вопрос связи успешности, эффективности и явления “гениальности” с результатами теста IQ. Исследования по творчеству (
https://bit.ly/3vlBqO3,
https://bit.ly/3qMQfp8) не выявляют каких-то особенных корреляций.
Некоторая наблюдаемая корреляция между успешностью и высоким IQ может объясняться тем, что система образования и оценки тяготеет к фильтрации по IQ в рамках американских реалий, отсекая возможности к развитию и обучению для тех, кто не добрал “проходной балл”, то есть по сути тут проявляется искусственная положительная связь искажающая выборку, то есть мы на самом деле не можем сказать, является ли IQ фактором успешности, так как к инструментам достижения успеха изначально допущены только те, кто прошел тест выше определенной планки.
В итоге, несмотря на то, что какие-то данные по некоей части психического функционирования личности из тестов на IQ вытащить можно, он не является ни мерилом интеллекта в широком смысле, ни определяющим фактором и вообще не должен применяться для прогнозирования и оценки, а всего лишь показывает, насколько тот или иной когнитивный аппарат настроен, по стечению обстоятельств, на прохождение определенного теста, который выявляет некий уровень решения определенных когнитивных задач, которые, опять же по стечению обстоятельств, были признаны достаточно большим количеством людей как основополагающими для выражения силы интеллекта.