Михаил Коростиков в Facebook делится некоторыми наблюдениями о торговле с Китаем в Сибири:
"Большая часть нашей торговли с Китаем — металлы, древесина, нефть и газ, здесь все просто и понятно, грабишь созданное природой и обогащаешься. А как быть, когда не имеешь отношения к силовым структурам, не сдружился с президентом в молодые годы, не занимаешься дзюдо? Придётся работать, трястись над каждой копейкой, соображать, как понравиться покупателю.
(...)
1. Каждый спикер, говоря о своём рынке специализации (Китай, Япония, Корея, Индия и т.п.) начинал с утверждения, что его рынок очень сложный и специфический. Но при этом получалось, что существует универсальный рецепт для выхода на все рынки: делай качественный товар, изменяй его под конкретную страну и потребителя, трать деньги на продвижение. Все. Казалось бы, чего проще, но из рассказанных кейсов понимаешь, что очень многие игнорируют местные особенности.
2. Реальный бизнес с Китаем — это жестокая жесть. Начнём с того, что у вас украдут торговую марку. Почему? Потому что вы не зарегистрируете ее ДО встречи с первым китайцем. Вы подумаете, ну, надо сначала переговорить в дистрибуторами, понять, куда, как и в каких объемах выходить. Дистрибутор скажет, что заинтересован в вашем продукте и возьмёт три месяца на проработку стратегии выхода. Через три месяца вы придёте к нему, спросите, ну чо ну как, а он пошлёт вас нахрен, потому что три месяца — это срок регистрации торговой марки в Китае. Все, вы провафлили свою бренд, поздравляю. Теперь если вы попытаетесь с ним выйти на рынок, на вас подадут в суд. Китайский суд вы не выиграете.
3. Китайцы чудовищно избалованы, к ним на рынок пытаются пробиться компании со всего мира и уродская упаковка, уродский сайт (не оптимизированный под мобилу), уродски переведённое название гарантируют вам потерю денег. Из приведённых кейсов я понял, что пока отдельным российским компаниям удаётся попасть на китайский рынок только чудом. Пример, который часто цитируют — конфеты «Крокант», которые полюбились китайцам в качестве... атрибута свадьбы: фантик яркий и хрустят задорно, можно кидать в молодоженов.
4. Исследования рынка и фокус-группы — обязательная часть перед выходом на любой рынок, особенно на азиатские. Привычные нам тюбики для косметики считаются в Китае негигиеничными, лучший вариант — большая банка с дозатором. Индусы не воспринимают привычные нам коммерческие лампы квадратной формы с желтым светом, предпочитая холодный голубоватый свет и круглую форму плафона. Китайцы не едят сырую рыбу/мясо, но жрут чёрную икру просто потому, что это дорого и все это знают. Вобще, в Китае сейчас понты — это главное. Как сказал Валерий Кайгородов, если потребитель не сможет вашим продуктом продемонстрировать всем престижность своего потребления, то он его не купит.
5. Бренд «Сделано в России» имеет неплохую репутацию в отдельных районах и нишах Китая, но в большинстве стран Азии про российские товары думают плохо или не знают ничего вообще. Удивил Вьетнам: к российским товарам не питают вобще никакой любви, писать везде «Сделано в СССР» не работает, удалось вывести только «Аленку», да и то как-то вяло. Туры в Россию рекламируются в Китае в формате «Поедем в страну водки пострелять из танка». В Японии ситуация печальная: российские продукты считаются одновременно дорогими и плохими.
6. «Надеюсь, Китай и господь нам помогут!» Большинство посетителей мероприятия — обычные предприниматели из Сибири, которые делают своё мороженко, мясо маринуют, чагу эту жуткую сушат, и хотят все это продать, чтобы заработать денег. Один из московских спикеров очень удивился, когда на вопрос «у кого тут обороты больше двух миллиардов в год?» в зале поднялись только три руки. Оказалось, подавляющее большинство людей имели оборот до 120 миллионов рублей, что по российской классификации оскорбительно зовётся «микробизнес». Они иногда странно выглядят, иногда немного помяты, несколько косноязычны, но они — мои герои, потому что выбрали одну из самых опасных профессий в России. Очень хочу, чтобы у них все это получилось и чагу эту в Китае полюбили наконец."