Итак, у нас неожиданно взрывной рост числа заболевших в Китае – якобы потому, что там ввели новую систему учета заразившихся. Вместо теста на вирус врачи теперь ориентируются на характерные симптомы. Неужели это точнее, чем тест, анализирующий генетический материал? Не может быть, наверняка китайцы врут и все это время скрывали правду! Попробуем разобраться.
В чем суть генетического теста на наличие коронавируса. Ученые, ориентируясь на уже расшифрованный геном (у коронавирусов это молекула РНК, а не ДНК), выбирают в нем небольшие места, которые, с одной стороны, достаточно консервативны и не будут мутировать – скажем, фрагменты, кодирующие какие-то важные «сервисные» белки – для обеспечения собственных базовых нужд вируса, так сказать, а с другой стороны, отличаются от аналогичных мест в геномах вирусов-родственников. Затем ученые химическим путем синтезируют последовательности, которые «липнут» к краям выбранного фрагмента.
При проведении теста в образец, где содержится РНК вируса, выделенная из взятого у больного образца, добавляют эти маленькие кусочки (их называют праймеры) и специальный фермент. Он садится на прилипшие к выбранным фрагментам праймеры, считывает всю генетическую информацию, которая содержится между ними, и на ее основе синтезирует ДНК (эта ДНК несет всю ту же информацию, что и исходная РНК, но ДНК намного стабильней и с ней удобней работать).
То есть, другими словами, ученые прицельно создают много копий выбранного куска вирусного генома (цикл «прилипания» праймеров и последующего синтеза, но уже с ДНК повторяют несколько десятков раз) – если, конечно, в образце была вирусная РНК. Если у человека нет коронавируса, сколько ни добавляй фермент и праймеры, ничего не синтезируется и результат будет отрицательным.
Казалось бы, отличный тест, который стопроцентно показывает, инфицирован пациент или нет. Все так, но дьявол, как всегда, в мелочах. В случае коронавируса для того, чтобы тест выдал однозначно положительный результат, в исходном образце должно быть много вирусной РНК.
У людей, которые были инфицированы, но у них еще не развились симптомы или они пока слабые, тест часто дает ложноотрицательный ответ. Например, у доктора Ли – того самого, который одним из первых сообщил о новом вирусе и недавно умер от него – тест давал негативный результат не то пять, не то шесть раз, хотя у него болезнь развивалась по худшему сценарию.
Это опасная ситуация, так как множество людей, которые уже заражены и скоро могут начать заражать других, получают ответ, что они «чистые», и идут домой. А их надо изолировать, иначе болезнь продолжит распространяться. Кроме того, тестов попросту не хватает, чтобы проверить всех, у кого подозревают коронавирусную инфекцию.
В итоге китайские власти решили использовать другую стратегию и загребать в карантин всех, у кого наблюдается характерная клиническая картина – ставя им диагноз «коронавирусная инфекция». Такой подход очевидным образом сразу дает взрывной рост числа инфицированных.
Это не значит, что теперь каждый день будут выявлять по 15 тысяч новых заболевших – хотя, безусловно, ежедневный прирост будет больше, так как он включает и тех, у кого симптомы только начали проявляться. Раньше многие из таких людей уходили без диагноза и, возможно, заражали кого-то еще.
Разумеется, куда надежнее диагностировать заболевших, используя ДНК/РНК-тесты. И, скорее всего, если эпидемия продлится, его таки доведут до ума. Этот тест создавался экстренно, и не странно, что он не идеален. Когда у многих лабораторий будут выделенные штаммы вируса, они смогут подобрать оптимальные места в геноме вируса (грубо говоря, те, к которым лучше «липнут» праймеры) и наилучшие условия реакции, которые позволят точно выявлять инфекцию на ранних стадиях. Пока же решение китайских властей выглядит оправданным – учитывая количество заразившихся.
PS Да, очевидно, что китайские власти уже как минимум некоторое время знали, что истинные цифры заразившихся больше.