Size: a a a

Design & Productivity

2017 July 27
Design & Productivity
Я никогда не считал себя умнее ребят, которые работали рядом со мной. Я никогда не боялся нанимать людей умнее себя. Главное, тут не должно быть преклонения перед авторитетами.

Из того, что человек умнее тебя, и ты знаешь это, вовсе не следует, что он не может ошибаться. То есть это ощущение, что любой человек может говорить глупости, даже гений, — очень правильное. Более того, важно уметь признавать свои ошибки. Я почти каждый день пишу письма вроде: «Извините, ступил». Это освежает.

Можно стыдиться, но нельзя скрывать свои ошибки. Когда ты все время все знаешь, ты все время самый умный, то тебе, во-первых, очень грустно, а во-вторых, у тебя все время кислая морда, все время тяжелый хмурый взгляд из-под насупленных бровей. Все очень мрачно. А когда ты чего-то не знаешь — тебе хорошо, ты все время радуешься новому.

С одной стороны, я допускаю, что можно быть «умным человеком и думать о красе ногтей», в том смысле, что можно и дело делать, и увлекаться наукой «о том как делается дело». С другой, книжки на эти темы иногда приводят меня в глубокое уныние. Если у человека есть продукт, и он рассказывает про него, — это одна история. А когда он говорит, что вот у нас нет продукта, зато мы работаем по скраму, — это плохой знак.

Нельзя делать лажу со словами, что ее можно прогнать для лажовой аудитории. Надо делать максимально хорошо под самую взыскательную аудиторию.

Преимущество — это вещь не статическая. Ничего нельзя сделать и потом почивать на лаврах. Всё, что вы сделаете, будет мгновенно достигнуто и превзойдено. Преимущество — это движение, постоянная работа.

Чувство спешки обязательно должно быть, без него вообще ничего сделать нельзя. Если нет ощущения «либо сейчас, либо никогда», то, скорее всего, вы будете не первые. И даже не вторые.

Депрессия происходит со всеми, если тот или иной твой продукт не востребован. Такое может происходить по двум причинам: первая — это когда ты не можешь эту востребованность угадать или твой продукт ненадлежащего качества; а вторая причина — это когда кто-то делает лучше, чем ты. Что делать в таких случаях? Все стандартно — улучшать продукт или начинать делать другой.

Работать в Яндексе всегда было в чем-то сложно, а в чем-то легко – в чем-то тревожно, а в чем-то радостно. Тревожно, потому что ты понимаешь, что все это очень хрупкое и в любой момент может прерваться. А радостно, потому что ты чувствуешь, что это станет востребованным, и оно становится.

Человек богат настолько, насколько чувствует себя богатым. Вот у меня была возможность купить ребенку шоколадную пасту, которая прежде была ему недоступна, — и это делало меня богатым. В этом смысле мы все уже богаты, если можем позволить себе такое чувство богатства. И не важно, сколько ты даешь, раз делишься — значит, богатый.

Деньги сами по себе не конвертируются в благотворительность. Нельзя просто стать на углу и раздавать деньги — это бессмысленно. Если не создашь работающий механизм благотворительности, ничего не добьешься. Нужна действующая структура, стратегия, технология. Это все работа.

Я не религиозный человек, но думаю, что если поступаешь правильно, награда будет. А что такое «правильно»? Правильно поступать не так уж трудно — надо просто поставить себя на место другого человека, почувствовать то, что он чувствует. И сделать это надо быстро, сразу, мгновенно. Почувствуешь — и поступишь правильно.

Меня в детстве научили не стремиться быть крутым. Моя цель всегда заключалась в том, чтобы быть totally uncool, но таким, который внутри на самом деле понимает, что он-то как раз и круче всех.

* * *

Ссылки на оригинальные материалы:
http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/109429-segalovich
https://www.kommersant.ru/doc/1830557
https://snob.ru/selected/entry/52950
https://www.youtube.com/watch?v=sby-SvPBuXM

А вот яндексовская страница памяти:
https://iseg.yandex.ru
источник
2017 July 28
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Читатель Александр Коваль пишет: «Место, где я работаю — обычный офис. И как в любом обычном офисе люди в нем общаются, перемещаются — в общем живут обычной офисной жизнью. Я бы не писал об этом, если бы не одно "но" — жизнедеятельность создает шум, который отвлекает и выдергивает из "потока".
Сталкивался ли ты с этой проблемой? Сталкиваешься ли сейчас и как решаешь? Лично я обзавелся противошумными наушниками peltor, выгляжу как псих, но работает...как минимум превращает речь в "неразборчивый фоновый бубнеж")»

Не могу сказать, что у меня есть готовый рецепт. Что знаю точно — внимание можно тренировать. В том числе можно натренироваться меньше отвлекаться. Один из видов такой «тренировки» — медитация. Но это всё требует долгих стараний и вообще непростой путь, обязательно расскажу про это подробнее в другом посте. А как быть сейчас?

Вот какие вопросы приходят в голову:

1. Можно ли найти в офисе тихое место, и работать оттуда (хотя бы иногда)?
Подозреваю, что мне с этим очень повезло, но и в Интеркоме, и в Яндексе полно укромных мест, где можно спрятаться и поработать без отвлечений (как на фотке в начале поста).  

При этом в обеих компаниях в офисах довольно тихо в любом месте, для разговоров люди используют переговорки, ну или почту / Слак / мессенджеры. Громко обсуждать что-то в опенсейсе считается неприличным.

Если нужно сделать особенно важную и ответственную работу, во многих офисах можно даже забронировать себе переговорку на час-два, там вы точно будете в полной тишине и спокойствии (хотя такое отношение к переговоркам в компаниях не поощряется, так что это стоит делать только в случае реальной необходимости).

2. Можно ли работать какое-то время вообще не из офиса?  
Возможно, есть смысл попробовать договориться с начальством и поработать денёк (или хотя бы просто несколько часов) из дома, из библиотеки, кафе или коворкинга. И может быть даже делать так регулярно. Людвиг Быстроновский рассказывал на какой-то из своих лекций, что уходит иногда работать в кафе, а в качестве уважительной причины своей недоступности называет «самолёт» — мол, буду полностью недоступен завтра с утра, не пишите и не звоните.

3. Можно ли разойтись с шумными коллегами во времени?
Если вам меньше повезло с пространством в офисе или по какой-то причине работается только со своего обычного рабочего места, то вот другой вариант. Мне всегда очень нравится немного разойтись с обычным офисным временем и поработать, когда вокруг никого нет. В Яндексе для этого достаточно было прийти в офис с утра, до полудня там хоть шаром покати. В Интеркоме после 6 вечера всё вымирает (ох уж эта Европа). Ещё забавно, что сколько бы я ни приезжал в Яндекс поработать, например, в субботу — непременно встречал кого-нибудь из дизайнеров. Вообще, в субботу всегда так классно работается, можно за пару-тройку часов сделать то, что не успеваешь иногда и за целый день в будни.  

4. Ну и наушники, да. Мне правда никогда окружающие звуки не мешали настолько, чтобы использовать наушники без музыки. А музыка меня тоже отвлекает, слушаю её только когда делаю что-то более техническое.

Если ничего из вышеперечисленного не подходит, возможно, вам пора поменять работу?

* * *
источник
Design & Productivity
На этом, пожалуй, завершим вторую неделю работы канала. Спасибо вам огромное, что читаете и делитесь материалами, очень рад видеть новых подписчиков!

Так как за две недели нас неожиданно стало довольно много, мне бы очень хотелось понять, про что вам интересно читать, как и когда. Поэтому очень прошу всех, кому не жалко пары минут, ответить на несколько простых вопросов вот тут (там даже писать ничего не надо, только выбирать из готовых вариантов ответа): https://k00.typeform.com/to/t1v8pU

И вообще, если у вас есть любые другие комментарии, пожелания или вопросы — всегда очень рад вашим сообщениям —> @gorskiy

Спасибо и до встречи в понедельник!
источник
2017 July 31
Design & Productivity
Приветы! Спасибо большое всем, кто поучаствовал в опросе из пятничного поста.

На выходных выложил несколько старых постов на Медиум: https://medium.com/design-productivity. Кажется, так будет проще работать с архивом в будущем. Новые посты по-прежнему будут появляться здесь.

Впереди новая интересная неделя, поехали!

* * *

Утро каждого понедельника в Интеркоме начинается с того, что все дизайнеры формулируют или проверяют (если сформулировали заранее) свои цели на предстоящую неделю. У нас для этого есть общий документ, открытый для всей команды, так что каждый может видеть цели каждого.

Для руководителя это незаменимый инструмент, который позволяет быть уверенным, что каждый из ребят собирается работать над наиболее важными в данный момент вещами (а если какая-то из целей выглядит по мнению руководителя сомнительно, то это сразу же можно обсудить). Для всех остальных просмотреть цели друг друга тоже бывает полезно: иногда, например, дизайнер видит, что кто-то собирается работать над задачей, которая пересекается с его областью — хороший повод синхронизироваться и обсудить вместе подход.

Вечером в пятницу в том же документе появляются итоги недели — каждый отмечает напротив каждой цели результаты со ссылками на артефакты и/или кратким пояснением ситуации. И снова все могут увидеть результаты недели каждого — это само по себе неплохо мотивирует.

Мне эта практика очень нравится. Все знают, что цели — один из самых эффективных инструментов, но почему-то не все их используют. Для меня поставленные цели — лучшее напоминание о том, чему посвящать время, чтобы добиваться значимых результатов.

Периодичность целей может быть разной, мне пока очень удобен формат, который прижился в Интеркоме: верхнеуровневые годовые и квартальные цели задают основное направление, а дальше наиболее заметный и живой интервал — 6-недельные цели (квартал как раз делится на два цикла по 6 недель). 6 недель оказались удивительно удобным горизонтом. За это время можно сделать достаточно большой проект, например, запустить новую фичу в продукте. И в то же время это достаточно близкий срок, чтобы цель была достаточно точной и осязаемой. Да и пролетают 6 недель очень быстро.  Из шестинедельных целей вырастают недельные, а из них уже дневные.

С одной стороны, цели очень помогают не терять ориентиров. С другой, важно помнить, что это лишь инструмент, и не быть ими связанным. Иногда в течение 6-недельного цикла обстоятельства могут поменяться, и тогда совершенно нормально цели скорректировать.

Все знают про SMART-цели, но всё равно иногда путают цели с задачами. Мы стараемся следить за тем, чтобы не путать. Цель должна описывать какой-то желаемый результат, а не просто процесс, который случится сам по себе. «Нарисовать следующую версию формы авторизации» — это просто задача. «Дизайн следующей версии формы авторизации отрисован, согласован с менеджером продукта, дизайн-директором и разработчиками» — это уже цель, описывающая полезный результат. Отличный подробный пост про разницу между задачами и целями написал наш Пол Адамс: https://medium.com/@padday/to-perform-at-your-best-focus-on-goals-not-tasks-d7414cb920cb

Пойду-ка напишу себе цели на эту неделю.
источник
2017 August 01
Design & Productivity
Несколько человек прислали вопросы о том, как я работаю с созданием новых продуктов, как синтезирую идеи, откуда берётся «продуктовый вижен».

Для меня работают несколько вещей. Во-первых, старый добрый дизайн-процесс (т. н. «дизайн-мышление») — про это ниже. Во-вторых, несколько привычек, чтобы поддерживать сознание в творческом состоянии (звучит немного пафосно, но это очень простые вещи), расскажу завтра. И в-третьих, насмотренность — про это тоже завтра.

Суть процесса дизайн-мышления должна быть вам знакома (картинка из книжки Sprint, про которую ниже):
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
1. Провести исследования, выяснить как можно больше всего о том, что человечество уже знает по теме: понаблюдать за тем, как задача решается сейчас и поспрашивать людей, попробовать конкурентов, покопаться в истории вопроса, спросить экспертов и т. д.
2. Нагенерировать как можно больше идей (это гораздо лучше делать командой, чем в одиночку). Как известно, на этом этапе приветствуется любое безумие и запрещается критика и анализ.
3. Дальше как раз заняться критикой, выбрать какое-то наиболее разумное и интересное направление из того, что напридумывали, детализировать идею.
4. Сделать прототип, чтобы выбранное направление можно было протестировать.  
5. Собственно, тестировать прототип (сначала на себе, потом и на других) и улучшать, постепенно повышая детализацию.

Подробно про процесс написано и рассказано уже очень много всего. У меня есть 2 любимых источника знаний по этой теме:
1. Материалы, книжки и лекции дизайн-студии IDEO (погуглите Tim Brown и David Kelley, у них и книжки есть, и выступления на TED — мне всё очень нравится)
2. И более свежая книжка Sprint от ребят из Google Ventures (http://www.thesprintbook.com), её кстати недавно даже издали на русском (http://www.ozon.ru/context/detail/id/140965961/). В Спринте авторы предлагают проходить весь процесс за 5 дней, но на мой взгляд это может быть даже слишком шустро. При желании процесс можно растянуть на N недель (или наоборот сжать в N часов, если всё в огне). Мне больше всего нравится темп, при котором проходишь все этапы недели за 2-3.

Завтра — про привычки, помогающие творчеству (странно звучит всё-таки, но не знаю как лучше сказать), и насмотренность.
источник
2017 August 02
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Итак, вчера мы начали говорить про то, откуда берутся идеи. В предыдущем посте рассказывал про процесс работы над новым, а в этом — про несколько моих внутренних правил, которые помогают творчеству, и про насмотренность.

С правилами всё довольно банально. Вот что, кажется, помогает мне придумывать новые штуки:

1. Всегда стараюсь быть открытым всему новому. Пробовать новое (хотя я тот ещё консерватор). Изучать новое. В любых сферах жизни. Например:
  - Пробовать новые продукты и приложения (именно по-настоящему ставить и пробовать самому, а не просто читать описание на Product Hunt или на сайте продукта).
  - Очень нравится пробовать разные виды спорта и учиться им. Это привело к тому, что я ничего не умею делать по-настоящему, но довольно много всего умею на уровне чуть выше новичка.
  - Знакомиться и общаться с разными людьми, стараться понять их точку зрения, даже если она мне не близка.
  - Как можно больше путешествовать. Ездить туда, где ещё не был.
  - Читать новые книжки.

2. В периоды сфокусированной работы над чем-то важным стараюсь полностью сменить обстановку. По сути это чуть более экстремальное погружение в новое и непривычное. Генерировать идеи лучше не в знакомом офисе и не дома, а в каком-то другом пространстве. Самое простое — устроить выездную встречу (снять комнату в коворкинге, например), а ещё лучше, если есть возможность, отправиться в командировку в другой город. Не обязательно надолго, можно на день-два.

3. Ограничиваю потребление информации, устраиваю информационную диету. В периоды, когда надо что-то придумывать, сажусь на жёсткую диету и полностью исключаю соцсети и СМИ, новости, телеграм-каналы, статьи, подкасты, рассылки, видосы — вообще всё, кроме книг. Неделя-две в таком режиме удивительно прочищают мозг, настроение улучшается, и как будто бы образуется пространство для новых идей в голове. В обычное время у меня чуть более лёгкая информационная диета, позволяю себе что-то смотреть и читать (в основном по вечерам), хотя хочу двигаться в сторону более жестких правил на этот счёт. Вообще это невероятно, как легко в наши дни можно забить себе мозг информационным мусором.

4. Сразу записываю все идеи, думаю только на бумаге, на доске или в приложении-редакторе. У Щедровицкого (https://store.artlebedev.ru/books/management/orgupravlencheskoe-myshlenie-2014/ -- шикарная книжка, читал раза 3, кажется, и буду ещё) была хорошая мысль про то, что настоящее мышление происходит только на бумаге. Не могу не согласиться. Ну и в более общем смысле идеи нельзя копить в голове, их надо сразу же выгружать куда-нибудь.

5. Люблю гулять на природе и делаю это настолько часто, насколько могу. Меня прям очень-очень вдохновляет. Пара часов прогулки в лесу, в горах, по берегу моря или реки, или просто в парке — и новые идеи как будто сами приходят. Фоточка в начале поста сегодня как раз про это. Кстати, говорят, Стив Джобс очень любил уходить с коллегами в длинные прогулки по горам вокруг Сан-Франциско — ходьба вообще помогает думать, а на природе это особенно хорошо работает.

Ну а с насмотренностью всё тоже довольно просто. Я верю, что интуиция — это в большой степени отражение знаний и впечатлений, которые у нас уже есть. Значит, чем больше впечатлений и знаний, тем лучше работает интуиция, тем легче находить неожиданные связи и замечать интересные способы решения задач. Поэтому в те периоды, когда я _не_ на жёсткой информационной диете, читаю и смотрю довольно много всего про дизайн, продуктивность, новые продукты и другие интересные штуки.

Многие ещё советуют коллекционировать интересные находки, делать подборки и т. д. Должно действительно хорошо работать, но у меня никогда не хватало для этого дисциплины. Так что иногда вдохновляюсь на Pinterest готовыми подборками, которые составили более терпеливые ребята.

В общем, ничего особенного, как видите, но мне помогает ¯\_(ツ)_/¯. Главное, как и во всём остальном, получать удовольствие. Хорошего вам придумывания!
источник
2017 August 03
Design & Productivity
Когда-то давно, когда я вёл лекции у студентов, меня спросили, что такое лидерство и кто такой лидер. Мне тогда пришёл в голову довольно дурацкий и очень наивный способ это объяснить, но, как мне кажется, понятный.

Лидерство — это способность вести людей за собой. Лидер — тот, кто ведёт людей и готов отвечать за результат. Тот, кому «больше всех надо».

Представим себе, что у группы студентов отменилась пара. Просто преподаватель взял и не пришёл почему-то. Почти всегда в таких ситуациях находится кто-то из студентов, кто скажет: «а пойдёмте пить пиво?» Или может найтись ещё другой студент, который предложит альтернативную повестку: «давайте лучше пойдём в читалку готовиться к следующей паре». И часть людей действительно пойдёт пить пиво, а другая часть пойдёт в читалку. Оба этих человека вполне успешно выступили как лидеры и повели людей за собой.

Не обсуждая суть предложений наших лидеров, интересно отметить пару вещей:
- люди действительно пошли за ними;
- никто не назначал этих лидеров и не давал им полномочий, не было, например, никаких выборов или голосования;
- лидеры просто повели себя естественным образом, и люди почему-то им подчинились;
- очевидно, лидеры сами тоже делали то, к чему призывали. Тот, кто предложил пойти пить пиво — действительно пил пиво, а тот, кто позвал в читалку — занимался в читалке.

В компаниях, при том, что существует формальная структура и иерархия, на самом деле всегда присутствует и неформальное лидерство. Иногда формальная и неформальная структуры могут не совпадать. Например, не так уж редко бывает, что человек, не являющийся по должности начальником, проявляет лидерские качества и реально управляет ситуацией, ведёт людей за собой. В хороших компаниях человека, который так регулярно делает, замечают и назначают на руководящую позицию (если его действия приносят компании пользу, конечно).

Лидерству можно научиться, если хочется. Когда я был студентом, был полной противоположностью тем лидерам, которых тут привожу в пример. Никогда бы не осмелился ничего предложить группе, мне гораздо комфортнее было просто следовать за кем угодно. Потом решил это в себе менять, выходить из зоны комфорта. Так с тех пор и учусь.

Хотите быть лидером — не ждите, что вас назначат, начинайте действовать.
источник
2017 August 04
Design & Productivity
Пишет читатель Yauheni Sychou: «Было бы интересно почитать про твой лидский опыт, в частности: развитие и обучение ребят (способы, программы-курсы и остальное), как новичков, так и опытных».

По вашим просьбам пост сегодня в качестве эксперимента выходит на Медиуме. Я все еще не до конца уверен, что так всем удобнее читать, так что буду рад обратной связи.

https://medium.com/design-productivity/обучение-и-развитие-68213b0b239a
источник
Design & Productivity
Стало ли лучше, когда пост не сразу целиком тут выложен, а доступен по ссылке?
источник
Design & Productivity
А пока традиционно — отличной вам пятницы и выходных! В понедельник у нас в Ирландии выходной, так что поста не будет, сорян. Увидимся во вторник!
источник
2017 August 08
Design & Productivity
Всем привет, канал снова в строю после длинных выходных. Пятничный опрос показал, что большинству из нас удобнее читать всё сразу в ленте телеграма, так что новые посты продолжат появляться сразу здесь, без дополнительных ссылок. Параллельно я продолжаю понемногу выкладывать на Медиум старые посты и планирую со временем сделать там полное оглавление.

В одном из самых первых постов рассказывал про наш интеркомовский принцип Think big, start small (https://t.me/desprod/4). Напомню, суть его состоит в том, чтобы сначала придумать большое решение-вижн, а потом запустить что-то очень маленькое, но в направлении этого большого решения. А как именно начинать с чего-то маленького? Каким должен быть этот первый шаг? На эту тему у нас тоже есть внутренний принцип, называется cupcake solution.
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Допустим продукт нашей мечты — большой свадебный торт. Делать сразу весь торт долго, дорого и страшно. Можно разбить его на составные части и запустить их по отдельности («потому что мы же lean, мы же agile, надо сразу всё катить в продакшен»). Вот коржи готовы, давайте их запустим. И ничего, что они выглядят немного бесформенными, сейчас все отлаживаются в продакшене. Потом через какое-то время выкатим крем. Ещё пару версий спустя у нас появятся шоколад и, может быть, орехи. Ну, а когда и если это всё будет успешно работать, подумаем над украшениями, вишенками и прочим. Вот и продуктовый roadmap готов.

Совсем другой подход — выпустить в качестве первой версии капкейк. Это очень маленький, но законченный продукт. Там есть и тесто, и крем, и даже вишенка. Всего по чуть-чуть, зато всё аккуратно, отлажено и отполировано.

Самое главное — такому продукту рады, им можно сразу начинать пользоваться. И, запустив такой продукт, мы сможем по-настоящему проверить продуктовую гипотезу и чему-то научиться. Тогда как запустив одинокое тесто, скорее всего узнаем от первых пользователей только о том, что им не хватает крема и всего остального. Но такой фидбек легко было предсказать и без запуска.

Правило: первая версия продукта (или фичи) — это как капкейк — отполированное законченное решение проблемы, просто маленькое.
источник
Design & Productivity
P. S.
Несколько человек попросили показать пример cupcake solution. Спасибо, что пишете, всегда очень рад получать обратную связь!

Вот один из последних примеров. Мы запустили в Интеркоме фичу Conversation ratings: после разговора человека с бизнесом, человеку присылают маленькую карточку с просьбой оценить разговор:
источник
Design & Productivity
источник
Design & Productivity
Полным «свадебным тортом» в этом случае могла бы быть система создания опросов (как typeform), в которой бизнесы создавали бы дерево важных для них вопросов и настраивали варианты ответов. В нашем случае присылается просто одна маленькая карточка и никаких настроек нет — можно только включить или выключить фичу целиком. Это капкейк.
источник