#нампишут: Вы закончили школу в 1992 году, а я в 1995-м, и как раз тогда потихоньку в школах начал внедряться обязательный для всех татарский. В выпускном классе у нас его вела тихая добродушная старушка, хвалившая мое произношение - "наверно, подружка татарка?" Писали какие-то слова, выходя из класса все забывала. Школа ничего к знанию языка не добавила. Я его знаю на очень примитивном бытовом уровне, то есть кое-как смогу объяснить как меня зовут и где я живу, а еще сколько стоит и взвесьте мне картошки. Это знание татарского - исключительно мое завоевание, и именно в той мере, в какой он мне нужен в повседневной жизни. Английский, который в той же школе преподавался спустя рукава, знаю значительно, прям значительно лучше - тоже только благодаря самой себе и своему интересу.
Так вот начиная с 1995 года татарского в школах становилось все больше и больше, пока он просто не стал переливаться через край, при том что из изначально неговорящих на нем так никто и не заговорил. Преподавание было не то что плохим, оно было никакое. У меня есть смутные мысли, что вот только нынешние младшие школьники, пожалуй, и могли бы действительно выучить татарский, потому что за 20 с лишком лет только сейчас появились красочные и толковые учебники, хорошие учителя (в садике у старшей была прекрасная учительница! и пели на татарском, и плясали, и стихи учили). Появился какой-то базис, не только бедняга Тукай, упокой господи его душу, но и поныне живые и интересные татароязычные авторы. Во мне, помню, колыхнулось, когда Зуля Камалова на концерте в Камаловском театре, в 2004, что ли, году, пела - поняла, что хочу знать, о чем поет. Когда откопала на рабочем компе папку с Мубаем и влюбилась в его музыку. Радиф Кашапов нудный, но все равно любопытный.
И сейчас мне становится обидно за татар, когда в родительском чате трут за отказаться от татарского и нафиг он нужен - блин, это же их родной язык, как же так-то. И одновременно с этим среди подписантов заявления в прокуратуру в нашей школе - больше половины татарских фамилий. И еще узбекские и азербайджанские, хотя казалось бы. Ответ один - не запихивайте татарский в глотку, никто не откажется от уроков полностью, если их просто станет меньше. Улучшайте методику, взращивайте молодежь, пишущую-поющую-пляшущую-рисующую на татарском то, что интересно сейчас, а не 30 лет назад, и язык начнет учиться сам собой.