
Проблема с явкой. «Половинчатые» формулировки, такие как «государствообразующий народ» и «вера в <неназванного> Бога» недостаточно хороши для русских и вызывают недовольство условных нацменьшинств, которые вкупе (и местами по регионам) составляют весомую долю избирателей. Их ответ — игнорирование голосования. Большая же часть неполитизированной аудитории не понимает, за что и зачем надо голосовать, на что это вообще может повлиять.
Средства заманить людей на участки пока не работают. Наплевательское отношение и, местами, саботаж, порождают бездарную коммуникационную стратегию и рекламу поправок. Влияют и внешние факторы. Дмитрий Песков, например, некстати в который раз злит патриотическую общественность, напоминая, что Донбасс по мнению официальной РФ – украинский.
Если электронное голосование должно пройти без сюрпризов (при условии, что никто из технических работников не решит внезапно поделиться с обществом подробностями работы механизма), то с живым голосованием могут возникнуть проблемы. В лучшем случае в нескольких областях не соберется явка.
Поскольку ответственность за явку и результат свалена отчасти на губернаторов, в регионах пытаются, в меру способностей, построить свои схемы улучшения показателей. Что может вылиться в серию публичных историй: от неумного усердия на голосование будут загонять бюджетников и работников частных предприятий. В Москве, как пишут, уже якобы загоняют.
Исправлять ошибки привлеченных АП и регионалами политтехнологов и «с позитивных позиций» уговаривать людей проголосовать, видимо, будет лично Владимир Путин – об этом говорят открыто, информация уже просачивалась в телеграм и СМИ.
Как одно из централизованных средств решения проблемы явки также может быть активнее использован ресурс протестного электората. Агенты «вашингтонского обкома» (того, который в черте Бульварного кольца) уже призывают народ «прийти и проголосовать против».
Годами отлаженная деятельность «оппозиции» мобилизует на выборы как сторонников, так и противников действующей власти куда эффективнее, чем унылая реклама и топорно сделанная нативка «за». Пламенные призывы и досадные ляпы мгновенно разгоняются по СМИ и соцсетям «сторонниками» и «критиками». Очевидно, стоит ожидать перед голосованием оживления политической борьбы и крупного скандала с участием одного из первых лиц «протеста».
Курьезный факт: рассматривается, кроме прочего, возможность реанимировать ельцинских времен стратегию «ковровой» настройки общественного мнения (знаменитое «Да Да Нет Да» из каждого электрического прибора и со всех рекламных поверхностей.