Издание «Известия» сообщает:
Резервы регионов в первом полугодии 2020-го выросли на 12% (без учета Москвы) и достигли 850 млрд рублей, подсчитали в рейтинговом агентстве АКРА. Причем 39 субъектов — в основном экономически неблагополучных, таких, как Кабардино-Балкария, Чечня, Еврейская АО, — увеличили подушку безопасности более чем на треть. У 12 регионов запасы сократились минимум наполовину — например, у Татарстана и Нижегородской области. Минфин перевел в субъекты 200 млрд рублей на борьбу с коронакризисом, но масштабная поддержка из центра не стала значимым фактором в росте их резервов, отмечают эксперты. <…> значительной части субъектов пришлось расходовать свои резервы. Показатель уменьшился в общей сложности у 34 из них. Причем у 12 — примерно наполовину. С наиболее существенным снижением в абсолютных значениях столкнулись Татарстан (запасы уменьшились на 26 млрд рублей, или на 70%, Московская (на 13 млрд, или на 47%), Нижегородская (9 млрд, 75%) и Тверская (8 млрд, 54%) области, а также Красноярский край (8 млрд, 43%).С наиболее существенным снижением в абсолютных значениях столкнулись Татарстан (запасы уменьшились на 26 млрд рублей, или на 70%, Московская (на 13 млрд, или на 47%), Нижегородская (9 млрд, 75%) и Тверская (8 млрд, 54%) области, а также Красноярский край (8 млрд, 43%).
Как мы уже неоднократно писали, это год будет очень тяжелым для Республики. Но в свете сильного падения резервов еще больше беспокойство вызывает следующий, 2021 год. Существенная часть доходов Татарстана приходится на рынок нефти и нефтепродуктов, падение цен на международных рынках ломает структура наполняемости бюджета РТ. Компенсировать выпадающие доходы особо нечем, Татарстан всегда был регионом-донором и львиная часть заработанных Республикой денег уходит в федеральный центр. Небольшая часть потом возвращается, но этих денег уже не хватает на полноценное развитие региона и повышение качества жизни его населения.
Коронакризис и падение цен на нефть усилили давно наметившиеся проблемы российской экономики. Они бы все равно всплыли и их все равно бы пришлось решать, через 3 года, 5 или даже 10. Сейчас вопрос пересмотра бюджетных отношений между регионами и Москвой встает особо остро: аполитичное большинство россиян всегда голосует за стабильность и привычный уровень жизни, это своего рода российская версия социального договора между россиянами и государством. Но когда государство не может и не хочет выполнять свою часть договора, избегавшее ранее участия в политике большинство начинает перетекать в лагерь оппозиции. Решение проблемы Москва традиционно спихивает на регионы, работая по принципу Тришкиного кафтана и гася деньгами лишь самые проблемные участки, но в этом и следующем годах высока вероятность того, что проблемными станут все регионы страны.
Активная внешняя политика и прожекты по освоению Луны это, конечно, хорошо, но без повышения уровня жизни собственных граждан, и уж тем более при его постоянном падении, все закончится тем же, чем закончилось в 1917 и 1991.