Между лидерами России, Германии и Франции прошли переговоры в отношении различных актуальных вопросов в том числе и по поводу последних событий в Донбассе. При этом обсуждения прошли без президента Украины. Некоторые эксперты поспешили заговорить, о том, что для Украины завеял ветер Дейтона.
Дейтонские соглашения остановили боснийскую войну 1992−1995 годов. Лидеры сербов, боснийцев и хорватов (Милошевич, Изетбегович и Туджман) окончательно подписали его в Париже 14 декабря 1995 года. Но не они его авторы, а крупные международные игроки: премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес, президент Франции Жак Ширак, президент США Билл Клинтон, британский премьер Джон Мейджор, канцлер Германии Гельмут Коль и премьер-министр России Виктор Черномырдин. Это был хрестоматийный случай решения судьбы страны без реального участия представителей этого региона.
Последовала реакция МИД Украины: «Мы убеждены, что только полный, а не сокращенный состав «нормандской четверки» позволит добиться прогресса по ключевым вопросам мирного урегулирования, прежде всего, обеспечению полного и всеобъемлющего прекращения огня»
Еще в начале марта Песков заявил, что Москва серьезно обеспокоена ростом насилия на линии соприкосновения повстанцев и украинских правительственных сил, и фактически призвал Францию и Германию использовать свое влияние на украинское правительство, чтобы убедиться, что события в Донбассе «не пересекли опасную черту».
Действительно на дейтонский сценарий намекал и Байден. Еще 9 декабря 2015 года Джо Байден (в то время вице-президент при Обаме) выступил в Верховной раде Украины, где в качестве образца украинского будущего предложил американский федерализм, то есть «автономные независимые государства, их решимость иметь собственные полицейские силы, их решимость иметь свою систему образования, свое собственное правительство в соответствии с единой Конституцией».
Конечно, сценарий «типа дейтонского» вызовет откровенное сопротивление и экономической, и политической элиты страны. Экономическая элита, а сейчас это «украинский олигархат», нивелируется сценарием «компрадор-глобалисты» против «олигарх-патриотов», открывающим окно для иных персон и иных капиталов. А с политической элитой — и того проще. Дейтонский сценарий на Украине может принудить Украину к прямым переговорам с ЛДНР, вытеснив Украину из международных форматов переговоров по Донбассу. То есть украинская политическая элита может быть сведена к статусу субъекта, лишь формально легализующего решения внешних акторов.
Просто Франция, Германия и Россия, в условиях отказа Киева от Минска-2 (а власти Украины последнее время делает множество шагов в этом направлении), могут перейти к дейтоновской модели решения конфликта. То есть — без участия «объекта воздействия», Украины.
Однако, есть одно, но. Вышеупомянутый Байден говорил про федерализацию и намекал на возможность такого сценария в 2015 году. Сейчас же несмотря на то, что переговоры по Минску2 зашли в тупик, США не готовы поддержать дейтоновский вариант разрешения событий. Он несомненно остается как один из возможных сценариев и он еще может стать объектом торга, но пока Путин и Байден не нашли на чем сойтись. И скорей наоборот даже нет торга как такового между ключевыми акторами по Донбасскому кейсу, дейтоновского сценария не приходится ждать. Однако, появление предпосылок к этому дает основания считать, что вскоре начнутся политические торги.