Автор Ватфора выступал на конференции РСМД по международным социально-политическим последствиям внедрения технологий искусственного интеллекта, и делится впечатлениями от собственно конференции. Тематика ИИ охватывает широкий спектр тем, и, соответственно, докладчики тоже старались рассказать о, с их точки зрения, наиболее интересных аспектах этой темы. Кроме философских рассуждений о сути интеллекта и боевых роботах, многое было сказано о перспективах развития ИИ-технологий в мире в целом и в России в частности.
К сожалению, широкий спектр конференции поспособствовал широте, но не глубине дискуссии. Хотелось бы обсудить многие из поднявшихся тем глубже, посмотреть на обсуждение мер по поддержке малого ИТ-бизнеса, обсудить замещение рабочих мест, освобождаемых автоматизацией, детально взвесить «за» и «против» автономных боевых систем вместе с собственно собирающимися их применять военными. Но, скорее всего, это потребовало бы расширения конференции во времени; поэтому со своей стороны понадеемся, что РСМД продолжит проект и рассмотрит наиболее интересные вопросы детально.
Из дискуссии, удалось почерпнуть кое-что новое и познавательное. Из запомнившихся тезисов и выступлений можно упомянуть рассуждения о том, что машинное обучение это ответ на огромные масштабы данных, краткую историю индийского киберкомаднования, поучительную историю о том, как пользователи Твиттера научили чат-робота от Microsoft плохому (и вывод, что качество данных на входе зачастую критически важно для классификации на выходе, что было видно на недавнем примере с Amazon), вопрос о необходимости принятия национальной стратегии развития ИИ-технологий, варианты помощи российскому ИТ-бизнесу и вопрос о предпочтительном формате (открытый либо закрытый) разработки ИИ. Риски ИИ участники видели не только в труднообъяснимости принимаемых решений, но и в собственно технологии, позволяющей фабриковать фото и видео и создать «виртуальное пространство дезинформации», и в гонке ИИ-вооружений. Звучали и скептические голоса: в первую очередь, коллеги со стажем вспоминали, что под «искусственным интеллектом» последние 40 лет понимались технологии на горизонте ИИ, которые на следующий день становились рутинной задачей статистики или дискретной математики; а в общем контексте цифровизации вспоминали опыт последних тридцати лет, когда цифровизация требовала достаточно масштабной реорганизации бизнес-процессов. Несмотря на ограниченный формат, нашлось место и жёстким дискуссиям по существу, и даже мерянием формами допуска.
Со своей стороны в копилку дискуссии Ватфор хочет добавить один тезис: тот факт, что машинное обучение требует огромные массивы данных и необходимость эти данные собирать и обрабатывать, поднимает вопрос о добровольности их сбора, и, собственно, защите пользовательских данных, анонимизации и контроля за утечками информации. Даже в рамках человеческого общения наличие тайны и отказ обсуждать определённые темы позволяет сделать выводы, чего уже говорить о выводах, которые можно сделать из «больших данных».
https://t.me/russiancouncil/1838