В среду Европарламент вслед за группой правительственных экспертов ООН (
https://t.me/vatfor/3137) высказался на тему автономных боевых систем. Из понятия «автономных летальных боевых систем» Европарламент благоразумно исключил комплексы, направленные на оборону объектов или площадей от беспилотных атак. В остальном же в относительно короткой резолюции зафиксировано стремление не разрабатывать роботов-убийц самим и не дать разрабатывать их кому-то ещё (путём продвижения соответствующих запретов в международных организациях). Кроме того, парламент призывает страны ЕС в будущих международных переговорах придерживаться единой переговорной линии.
На данный момент это самое сильное заявление по теме, пусть его характер и рекомендательный.
Есть несколько причин столь жёсткой позиции. Помимо морально красивой декларации о том, что нельзя доверять вопрос жизни и смерти машине (и любви евродепутатов к морально красивым декларациям), свою роль сыграло недоверие к технологическим новинкам (здесь отдельно надо сказать «спасибо» всем тем, кто заменил смысл понятия «алгоритм» с «чётко прописанная процедура» на «волшебный чёрный ящик» в общественном сознании) и опасение, что автономные боевые системы станут оружием массового поражения или как минимум сравнимым дестабилизирующим фактором, который проще запретить, чем повторять опыт с ядерным оружием, которое в итоге оказалось в руках считанного количества стран.
При всей красоте декларации, у неё есть три проблемы. Во-первых, переговоры в рамках ООН выявили противоречия сторон, не позволяющие добиться консенсуса по запрету автономных боевых систем, а это позволяет утверждать, что гонка вооружений уже идёт. Во-вторых, запрет на алгоритмический выбор цели крайне проблематичен: где провести черту между уже применяющимися, в том числе, в странах ЕС, самоприцеливающимися боевыми элементами и потенциально самостоятельно выбирающими цели артиллерийскими системами? Одной только декларацией, что всё то, что применяется в ЕС, не считается автономным оружием, можно решить проблему с легальной, но не с морально-этической позиции, на которую претендуют евродепутаты. Но это не только моральная проблема: такая позиция не даёт ответить на вопрос, что, собственно делать с уже имеющимися вооружениями и как их осмысленно отделить от перспективных комплексов не только по параметру «разработан ранее 2018 года». В-третьих, Ватфор не может избавиться от ощущения, что это очередная попытка запретить вооружения, недостаточно соответствующие высоким представлениям о рыцарском поведении на войне. Тогда речь шла об арбалетах, и тогда не прокатило.
Сама резолюция:
http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=P8-RC-2018-0308&language=EN