Инсайты от межгалактического странника Тихона Власова. Дирижабль урчит от удовольствия. Спасибо за этот текст 🚀
Катманду.
Сейчас, когда в очередной раз Непал закрылся, хочется вспомнить отдельные моменты, накопленные за годы поездок.
Первый раз, кто не сталкивался с настоящей, нелакированной Азией, Катманду шокировал, ограда аэропорта сдерживала, казалось, разъяренную толпу, требующую от полицейских выдать тебя на растерзание немедленно.
Но на деле шумный азиатский напор не равен ярости уличных драк севера, азарт вспыхивает и пропадает как пыль, подброшенная ветром. Проблема оказалась только в том, чье такси мы выберем.
Катманду, колоритен удивительной силой жизни, город стихийно застраивается и власти постоянно перекраивают его, ломая историческую застройку в надежде внести современное дыхание в бессистемные уличные джунгли. Но таинственный дух города берет свое и все возвращается на круги своя – паутина узких улиц, пыль и мусор.
Бетонные коробки домов напоминают поставленные друг на друга гаражи, начинают с трех, но всегда оставляют потенциал наращивания этажей. Внизу пыльная лавочка с продажей цемента мешками или продуктовых магазинов с простым набором товаров вроде наших ларьков 90-х годов и такое однообразие тянется до самых перевалов, окружающих долину Катманду. Интересно, что после землетрясения я видел, что один из таких бетонных домов упал на бок как игрушечный, нисколько не разрушившись.
Жара и пыль. Небольшие деревца охраняются сетками от свободнобродящих коров. Мусор лежит грудами, но к нему привыкаешь.
Старая часть города сохранила фрагменты жизни неваров в неизменности. Красный узкий кирпич, темное, обожженное солнцем дерево, наличники с какой-то сложной триповой резьбой и ставни вместо стекол. Удивляет, насколько небольшие были люди, двери низкие и узкие. Внутри сумрак, нужно немного постоять, чтобы привыкли глаза, запах пыли и жженого масла для жарки.
Проезжая из аэропорта мы видели, как в такой небольшой лавочке продавали кур, ощипанных, синеватых, с обвисшими головами, розовыми гребнями и огромными желтыми лапами. Весы были совсем старинные, подвешенные чаши на цепях с гирями - привет из далекого прошлого.
Небо на улице посечено темными нитями проводов. Реклама соперничает друг с другом настолько, что уже теряет всякий смысл: фотографии Эвереста с самолета, сплав по горным рекам, пагоды старинного Патана и Бхагтопура. Многие уже выцвели и узнаются контурами. Привет из России – зеленая реклама Касперского.
Очаровательные тротуары из красного кирпича, уложенного торцом, елочкой. Народу очень много, люди как-то иначе видят пространство и ближе держат дистанцию в толпе, могут задеть тебя без всякого умысла, что по нашим меркам уже требует извинения, но тут - обычно.
Боги живут в городе, как и люди, множество индуистских божеств, овеянных живыми признаками почитания – лепестки цветов, рис, красная паста. Буддийская ступа возвышается над городом, обезьяны – охрана.
Многое в историческом центре Катманду разрушено землетрясением 2015 года, восстановление процесс кропотливый, трудно сказать, сколько уйдет на это времени.
Но, честно сказать, город тянет к себе, но и быстро утомляет, как пряная еда – попробуешь, и хватит, хочется в горы, к широкому горизонту, холодному ветру с вершин. Трудно поверить, что через неделю из тропиков выберешься к альпийским лугам, снежным вершинам и ночным морозам.
#непал #катманду