Вставлю свои 5 копеек в обсуждение элит, уголовных дел и всего. Как это вижу лично я.
В нулевые, как мы знаем, между властью и обществом был заключен негласный общественный договор: «Вы не занимаетесь политикой, мы не мешаем вам зарабатывать деньги». При этом, к примеру, тайное фрондирование не возбранялось — вспомним того же Зимина. Ну ругают власть на кухне и ругают.
В итоге к концу нулевых на Рублевке выросли дворцы суперэлиты, а в крупных городах возник тот самый средний класс в норковых шубах. И тут этот средний класс себе потребовал еще и политического представительства, прав и свобод. Мои знакомые чиновники при этом уверены до сих пор, что пусти Кремль в итоге Прохорова и «Правое дело» на выборы и дай им набрать 7,001%, никаких протестов бы не было.
Ну все случилось как случилось. Средний класс, любовно вскормленный и выпестованный, в одностороннем порядке вышел из договора. Ну а дальше...
Кремль, насколько я могу наблюдать, очень любит игру в «кривое зеркало». Нагляднее всего она видна в отношениях с Западом. Вы нас обвиняете, что у нас митинги запрещают — да вот гляньте, как в Лондоне демонстрантов избивают. Вы нам про избирательные права и свободы — да вы гляньте, как в США иностранных агентов линчуют.
Вот и с борьбой с коррупцией то же самое. Требуете борьбу с коррупцией — получите, только потом не нойте. Критикуете нас, что мы прикрываем своих — ну гляньте, как вы сами за того же Белых вписываетесь.
Хотите выборы по одномандатным округам? Да вот вам округа (кстати, все нулевые оппозиция требовала именно возврата округов и графы «Против всех»).
При этом надо понимать также, что никаких «единых силовиков», утверждающих единый план посадок нет. Я даже не про исторически сложные отношения между Генпрокуратурой и Следственным комитетом и даже не про известный конфликт МВД-ФСБ, который закончился известным делом Сугробова. И даже не про конфликт по линии Ростех-Сердюков, который тоже известно чем закончился. Сейчас, кстати, мне говорили, что Ростех входит в клинч с Рогозиным. В общем, нет никакой социальной группы «силовики», а в рамках борьбы с коррупцией уголовные дела становятся важным менеджерским инструментом. Как, к примеру, вы считаете, будут контролировать 225 депутатов-одномандатников, из которых хотя бы 100 будет обязано победой не всесильному админресурсу, а избирателю в ситуации усугубляющегося экономического кризиса? Да только так, наверное. Ну и плюс я считаю, что все-таки введут императивный мандат.
Что касается «элиты», то никакой единой «элиты» опять же нет. Есть разные группы с разными интересами, пытающимися угадать, каков он, новый общественный договор. И да, они понимают, что одной только лояльности теперь недостаточно — вон, сколько лояльных в 2011 году вышли на Болотную площадь. Прямо в той же норке, в которой кремлевские полы подметали.
Ну а теперь немного про МБХ и элиту. МБХ — один из немногих действительно умных людей в оппозиции, пытающийся не играть с Кремлем в кривое зеркало, а строящий свою стратегию.
У него есть одновременно несколько менеджерских проблем. Во-первых, ему надо было срочно создать вокруг себя пул своих людей, при этом, я думаю, что он, как менеджер считает, что сможет в относительно короткое время (я думаю, что срок планирования тут 2-3 года) воспитать их под себя и в короткое же время заставить этих людей получить максимум любого опыта из возможного. Окончательно это решение у него я думаю, оформилось после истории с Костромой, когда ставка на интеграционный курс с ПАРНАС оказалась проигрышной.
Также именно МБХ удалось сыграть с Кремлем в такую игру, что последний был вынужден немного скорректировать курс и уже перехватывать повестку у самого МБХ. Помните фото с Валерией и выступление про отсутствие люстраций и амнистию и неприкосновенность для президента Владимира Путина в случае прихода к власти МБХ? Ну вот это и оно. И, демонстративно беря к себе в команду людей, ранее находившихся по другую сторону, МБХ на фоне оскала «мочить пятую колонну» и другого оскала «а мы вас всех люстрируем, колорады проклятые» выглядит просто психически адекватным человеком. По нынешним