Size: a a a

Campaign Insider

2020 September 13
Campaign Insider
Сайт видеотрансляций с избирательных участков убрали из поиска, но мы знаем его адрес https://nashvybor2020.ru

Запрет был установлен администратором сайта через внесение изменений в специальный файл robots.txt, который отвечает за видимость ресурса в поисковых системах. В результате сайт невозможно найти через «Яндекс» или Google, ссылки на него также не нашли на сайте ЦИК. Таким образом, посещаемость важного сайта была ограничена только теми, кто имеют прямую ссылку или помнит адрес сайта наизусть.
источник
2020 September 14
Campaign Insider
Ну всё, пережили ЕДГ. В ближайшие несколько недель буду отдыхать и рассказывать про этот электоральный цикл. Подготовлю серию материалов, она особенно будет полезна тем, кто только мечтает заскочить в профессию.

В этом году впервые консультировал сразу 12 кампаний, партийных кандидатов и работал в регионах. Для себя осознал много инсайтов, которыми хочу поделиться.

Все, кто отстоял — красавцы. Вижу, что по России результаты не очень позитивные, про это напишу колонку. Мне кажется, что есть и позитивные стороны, про которые пока мало кто пишет.
источник
2020 September 15
Campaign Insider
Жена политтехнолога Виталия Шклярова, который находится под арестом в минском СИЗО, рассказала о его плохом самочувствии и запрете на обмен письмами: «Виталия подвергают невероятному психологическому давлению, чтобы он оговорил себя».

http://amp.gs/XJVR
источник
2020 September 16
Campaign Insider
источник
2020 September 17
Campaign Insider
В этом году я консультировал в 12 субъектах и постоянно был в разъездах. Это были разные уровни выборов, разные кампании, разные кандидаты. Часть выводов ниже кому-то могут показаться очевидными, но меня читает большое количество студентов-политологов и людей, мечтающих о профессии политтехнолога. Им мои мысли помогут. Это будет серия постов о профессии, опыте и личных достижениях.

1. Политические технологии универсальны. Неважно, в каком регионе идёт кампания, важно правильно настроить содержание и "наполнить" кандидата/список. Проверить содержание политика очень просто — поговорите с любой бабушкой у подъезда о нём, она кратко вам скажет, как его воспринимают: "студент", "бандит", "местный" или "приезжий какой-то". Это не заменяет полноценную социологию, особенно фокус-группы, но помогает понять, как считывают вашего клиента.

Без содержания ваш кандидат рискует быть очередным среди. В условиях, когда административный ресурс направлен на помощь конкретным людям, нельзя позволить себе быть похожим на других оппозиционных политиков и теряться на их фоне. Ищите отличия, подчёркивайте их, обыгрывайте.

2. "У нас своя специфика, особый регион".  Как часто приходится слышать про особый региональный путь. Чаще звучит только фраза "вы уедете, а нам тут жить". Конечно, есть депрессивные регионы, где привычные подходы к избирателю могут не сработать, а часть голосов будет получена вашими оппонентами за продуктовые карточки. Но это снова разговор о содержании кампании, а не технологиях. Технологии — универсальны.

3. В профессии очень много самоназванных "специалистов". Я бы выделил следующие категории:

— провели единственную кампанию в одном регионе;
— провели несколько неудачных кампаний: не допустили по подписям, сняли из-за глупых ошибок в документах;
— последнюю кампанию вели в 2001 году;
— работали политменеджером в штабе, попробовали себя в 1-2 направлениях;

Чаще всего происходят такие случаи: пишет молодой человек из Барнаула, который до этого работал в округе с 500 избирателями в муниципалитете в Сибири. За всю кампанию он написал 1 листовку, сделал 3 поста в соцсети и теперь гордо именует себя политтехнологом. Предлагает сразу возглавить штаб. Ему дают одно направление, где он не справляется.

Каждый сам решает, как он себя идентифицирует, меня это не касается. Но будьте осторожнее, когда представляетесь состоявшимся специалистом, особенно в профессиональном сообществе. Я начал называть себя технологом после двух победных кампаний за минимальные средства. На обеих я был начальником штаба и работал одновременно по всем направлениям кампании, управлял ими вручную.

Тут уместна аналогия: есть дизайнер, который воплощает чьи-то идеи в визуальный продукт по техническому заданию, привнося что-то своё. А есть арт-директор компании, который придумывает айдентику, смысловое и визуальное содержание, даёт само ТЗ и направляет всю работу. Дизайнеры продолжают работу арт-директора, он их направляет. С политтехнологом и политическим менеджером происходит примерно тоже самое.

4. Всему можно научиться самому. Меня никто не учил выборам. Всё, что у меня было — интернет, жж Каца, жж Волкова, американские сайты с гайдами и... возможность это реализовать на практике. Я постоянно поглощал информацию о выборах и записывал себе сильные ходы.
Яркие кампании я разбирал до основания, у меня до сих пор есть конспект мэрской кампании Навального, президентской Обамы и других политиков. В этом плане я селф-мейд, а значит, любой может научиться работать на выборах и преуспеть в профессии, многократно обойдя меня и других представителей нашего ремесла.

Я не верю, что политтехнологов можно вырасти в пробирке в различных политшколах. Скорее политменеджеров, малая часть из которых станет технологами. Наша профессия предполагает не столько владение базовым инструментарием, сколько работу продакт-менеджером в мире политики. Для того, чтобы преуспеть, вам нужно разбираться сразу во многих сферах, начиная от аналитики с социологией и заканчивая холодными продажами по телефону.
источник
Campaign Insider
Наблюдая со стороны, изучая российские кампании — Быстров.
источник
Campaign Insider
Лучший политтехнолог ЕДГ-2020
Окончательные результаты
34%
Пётр Быстров
3%
Григорий Казанков
2%
Вартан Саркисов
1%
Олег Матвейчев
7%
Дмитрий Орлов
0%
Дмитрий Еловский
28%
Сергей Толмачев
12%
Руслан Модин
12%
Андрей Пономарёв
1%
Фирдус Алиев
Проголосовало: 5363
источник
2020 September 18
Campaign Insider
Продолжение предыдущего поста.

5. Заведите контакты в профессиональной среде. У меня есть несколько хороших знакомых специалистов, которые всегда могут помочь советом. Но главная их ценность в критике, которая помогает включить "полёт орла" из Assassin's Creed и посмотреть на кампанию более глобально. За свою историю в профессии, я успел обучиться у совершенно разных профессионалов, причём большинство из них даже не догадывалось, что я постоянно внимал и изучал всё, что происходит. Это помогло мне стать разносторонним специалистом, который и поле построит, и деньги соберёт, и содержанием кандидата наполнит.

Но я до сих пор считаю, что нахожусь только в начале своего пути и мне ещё предстоит многому научиться. Очень многому. Поэтому я постоянно прошу критиковать любой свой шаг на кампаниях со стороны, советуюсь с коллегами, чьему мнению доверяю. Это помогает не закостенеть, применять новые фичи и совершенствовать старые.

6. Политического рынка в России нет. У нас всего несколько консалтинговых агентств, аналитических центров. Заказчики у них примерно одни и те же. Это не США, где в каждом штате есть несколько крупных и малых игроков, а при университетах работают программы для обучения основным аспектам ведению избирательных кампаний.

Отсутствие рынка означает, что вы не сможете зарабатывать на выборах. То есть как, сможете, но это непостоянные деньги, которых на длинной дистанции вашей жизни будет меньше, чем в том же PR и коммерции. Плюс зарабатывают те, кто работает не с оппозицией. Если идеологически вам важно работать ради ПРБ или РНГ или любого другого концепта, этот путь не для вас. Большие деньги там, где власть. Но рынок этот формируется и деньги постепенно возвращаются и к оппозиции. Хочу верить, что частично способствую развитию этого тренда.

Рынок выборов в России сезонный, вы можете быть заняты в нём до 6, редко больше месяцев. Если вы посвящаете всё своё время этому ремеслу, то должны учитывать, что это сейчас в 18 лет прикольно на кампании в регионе сидеть, в 20 лет интересно попробовать взять столичную гордуму, в 22 залететь на губернаторскую. Вот только интересы людей меняются и если раньше вам нравилось путешествовать по России, то в 30 хочется остепениться, завести семью и работать из Москвы или Питера. Конечно, если вы всем сердцем любите эту профессию, это вам не помешает, но учитывать фактор возраста тоже стоит. Интересы людей меняются и будет неприятно обнаружить после университета, что заниматься вы хотите чем-то другим.

Здесь есть и обратная сторона. Все, кто сейчас залетают в это окно возможностей, в будущем потенциально могут стать крупными игроками на рынке. Как бы не был прекрасен и силён наш нынешний политический режим, он всё равно когда-то поменяется, это неизбежно. И выборы, конкурентные, открытые и без тупых регулирований вернутся в Россию. Поэтому мой совет — участвуйте в кампаниях не в ущерб себе, помните о финансовой составляющей и старайтесь всегда иметь подушку безопасности.

7. Диверсифицируйте свои доходы. Каждое лето доходы от выборов составляют у меня от 70 до 100 процентов. Вне этого времени они распределяются примерно так:

— 50% консультации по выборам, политическому пиару и всему, что связано с политикой;
— 5% ценные бумаги, недвижимость;
— 5% публикации, статьи, аналитика;
— 10% сторонние проекты;
— 20% медийное сопровождение, pr, аналитика, социология (тут портфель проектов внутри портфеля) в коммерческой сфере;
— 10% преподавание (закрытые семинары, консультирование молодых технологов по карьерному пути и пр.).

Почему только 50% завязано на политику? Во-первых, карантин весной 2020 года научил меня, что делать ставку на одну сферу опасно. Во-вторых, тенденция по изменению законодательства, последних громких событий с яркими политиками заставило меня рассмотреть негативный сценарий с ужесточением законов о выборах, возможно, их полном нивелировании. В-третьих, я понял, что больше люблю пиар и связи с общественностью.
источник
2020 September 19
Campaign Insider
Продолжение предыдущей серии.

8. Работайте над личным брендом. Сейчас для технолога, который хочет больше работать с оппозицией не так много возможностей. Выходить нужно на такой уровень, чтобы вас приглашали на проекты в разные команды. Если вы выбрали кого-то одного, то учтите, что вы развиваетесь уже в рамках команды и растёт сначала общий бренд, а потом ваш. Если вы мечтали работать в разных регионах, с разными политиками, тогда подумайте дважды. Ваш идеал, как профессионала — это возможность выбирать клиентов. Думаю, это относится не только к выборам, но и вообще к любой профессии.

9. Россия политизируется. И результаты "УмГ" это продемонстрировали. Сейчас даже в самых дальних регионах нашей страны хорошо заходит повестка против "ЕР". Пользуйтесь этим, не сосредотачивайтесь только на бюджетах региона, поликлиниках и пр. Дайте людям красивую историю, дайте политику. Единственное, что в политике хуже, чем ошибаться — это быть скучным.

Главный вопрос — это мобилизация избирателя. Тут каждый сам решает, как работать в этом направлении. Лично для себя я сделал несколько важных выводов и моя картина восприятия финальных недель кампаний слегка поменялась благодаря этому лету.

10. "Одноклассники" — это новая нефть. Этот ресурс недооценён, но он помогает не просто завируситься, но и попасть в паттерны избирателей. В этой соцсети есть свои правила контента, свои фишечки и особенности, которые можно использовать.

Пожилые люди давно социализировались в интернете и сидят в "ОК". В силу определённых возможностей, контент там воспринимается с меньшим количеством барьеров и фильтров, а потому тот, кто научится в них работать — сможет проводить успешные кампании. Контент оттуда репостится в мессенджеры и хорошо расходится по чатам в Вотсаппе и Вайбере.

Там уже неплохо распространяются ролики Алексея Навального.

11. Учиться новому никогда не поздно. Очень банальный вывод, но обойти стороной его нельзя. За время карантина я с головой ушёл в PR, дизайн и продакт-менеджмент. В результате это позволило консультировать сразу 12 команд, вырасти нескольких молодых технологов и познакомиться со спецификой на региональных выборах.

В нескольких кампаниях я попробовал нестандартные ходы, где-то отработал классику, научился новому и прокачал те сферы, которые давно хотел апгрейднуть. За кампанию я сильно прокачал: фандрайзовую рассылку, имейл рассылку (не просто письмо отправить, а рекламные кампании), работу с местными сообществами, прокачался по АПМ, научился делать колл-центры за 2 дня с перевыполнением kpi, smm и много чего другого. Главное — я научился разворачивать с нуля кампании в регионах.

12. С опытом пропадают эмоции. Раньше любая кампания воспринималась, как последняя история. Либо сейчас, либо никогда. И хотя идеологические кампании воспринимаются, как личные, эмоции со временем проходят. И победа, и поражение, воспринимаются одинаково. Ну ладно, победа приятнее. Причин тут несколько, одна из них — профдеформация, когда ты смотришь на весь процесс выборов именно, как организатор, а не участник. Да и там где деньги, эмоции недопустимы.

Не зря Роджер Стоун говорил, что нет двух одинаковых кампаний. Нельзя вести кампанию, как в последний раз и жить категориями "последней войны". Это не только разрушает физически и ментально, но и может уничтожить вас, если эта "война" окажется, действительно, финальной.

13. Россия очень разная и не везде вам понравится. Я был почти в половине субъектов страны, ещё больше был в небольших городах, деревнях и сёлах Европейской равнины и Урала. Люди понравились везде, отличные. Но некоторые города производили ужасно депрессивное впечатление. Все эти улицы Ленина с бесконечными памятниками "героям" социалистического лагеря создают гнетущее впечатление. В некоторых городах нет досуга, вообще. В некоторых нет выстроенной инфраструктуры для жизни. Другие оставляют очень неприятное впечатление. И в таких условиях я не понимаю, почему люди в России остаются такими крутыми, творческими и сильными во всех смыслах этого слова. Будущее России — в наших людях.
источник
2020 September 20
Campaign Insider
14. Лучший вход в профессию — через политическую юриспруденцию. В этом году зафиксировал страшный спрос на электоральных юристов, но столкнулся с ещё более страшным дефицитом предложения. Если вы хотели ворваться на выборы и в будущем заниматься избирательными кампаниями, один из самых доступных способов — через юриспруденцию. Сопровождение кампаний и кандидатов будет нужно всегда, вне зависимости от режима и новых законов, ограничений. В период между выборами юристы могут проще технологов переключаться на другие проекты, как частные, так и публичные. Да и если вам надоест электоралка, всегда сможете уйти в частный сектор и заниматься чем-то ещё.

Политическая юриспруденция интересна тем, что там можно и консультировать, и сопровождать кампании, и быть судебный юристом, причём как защищающим, так и атакующим. Юристы будут нужны всегда.

А перейти из юриста в технолога всегда возможно. Лично знаю два таких примера.

15. Заказчики бывают разные, главное найти подход. В этом году я впервые столкнулся с клиентом, который отказался ходить в ОДД и лично звонить избирателям. В итоге мы решили с ним, что попробуем разные новые фишечки, которые он сможет использовать в своих следующих кампаниях, где выступит организатором. Попробовали, получилось прикольно. Сразу появился дополнительный интерес, а мысли об отказе от кампании пропали.

Клиент оказался на редкость воспитанным, талантливым и вежливым человеком. С ним было очень приятно работать.

16. Участвуя в кампаниях, помните про личные kpi. Любая новая кампания, не важно какого уровня, должна вам дать не только доход, но и научить чему-то новому. Иногда деньги могут быть не так важны и вы приобретёте гораздо больше — специалистов, новые знания, опыт и перспективы. Но это не значит, что нужно прыгать с кампании на кампанию и повторять одни и те же действия. Старайтесь создавать себе дополнительные испытания, поехать в дальний регион России, взять сразу несколько округов для сопровождения, консультировать с десяток кампаний.

Идеал — найти баланс между коммерческими предложениями и работой для души.

17. Научились сами — учите других. Я стараюсь не брать постоянных учеников и редко-редко делаю исключения. Но я всегда готов проконсультировать и помочь. Это важно, т.к. помогает самому систематизировать все полученные знания и отточить их. Я всегда отвечаю на сообщения, хоть и не сразу. Мой контакт в описании канала, пишите. Только за лето я проконсультировал несколько десятков молодых специалистов, которые сейчас сидят в закрытом профессиональном чате Campaign Insider.

Следующие две недели я буду отдыхать и потому постов будет поменьше. Дальше вернусь с лонгридами и обзором идущих сейчас кампаний. Ещё готовятся новые проекты. Подкасты будут выходить по расписанию, уже записывается новый сезон, за что отдельное спасибо донорам.

Вы можете поддержать мой канал и подкаст через подписку https://boosty.to/insider. За 500 рублей вы получаете доступ в закрытый профессиональный чат с технологами и кандидатами, где мы каждый день обсуждаем выборы и политическую повестку. В ближайшее время я планирую организовать несколько закрытых семинаров со специалистами профессии и обменяться опытом, контактами.
источник
2020 September 21
Campaign Insider
В Москве прошли муниципальные довыборы в районах Бабушкинский и Марьино. Явка на выборах в мундепы в Москве составила 22,6%, что почти на процент превышает явку на выборах в Мосгордуму в 2019-м.

Битва велась за два мандата в каждом округе.

🔹 В Бабушкинском была «мясорубка» из оппозиционных кандидатов, единороссов и парламентских партий.
🔹 В Марьине кандидатов было меньше, против них использовался сильный административный и уличный (грубая сила, запугивание) ресурс.

В обоих районах победили самовыдвиженцы, поддержанные партией «Единая Россия». Не обошлось без скандалов.

➡️ http://amp.gs/Xa9g
источник
Campaign Insider
Сделал обзор на довыборы в Москве. Первая статья не из категории «мнения», а попавшая в «сюжеты».
источник
2020 September 24
Campaign Insider
Трамп, остановись!

За три дня почтовая рассылка от кандидата в президенты пришла мне 25 раз!

Помню предыдущий рекорд у Сандерса во время праймериз. Но там было не больше 5 в день. Американцы подтверждают гипотезу, что избирателя невозможно переагитировать.

Среди тем можно выделить: критику оппонентов, актуальный комментарий по повестке, агитация, приглашение на очные ивенты.
источник
Campaign Insider
источник
Campaign Insider
источник
Campaign Insider
источник
2020 September 28
Campaign Insider
В США пытаются украсть выборы. И за этим стоит член Палаты представителей — Ильхан Омар

Член Демократической партии связана со схемой фальсификации выборов, смысл которой в махинации с бюллетенями. Project Veritas утверждает, что на видео люди из окружения Ильхан Омар открыто признают, что занимаются фальсификациями за деньги, а помогает им сомалийское сообщество внутри США.

Подробнее на видео.

https://twitter.com/JamesOKeefeIII/status/1310383750040219649?s=20
источник
2020 September 29
Campaign Insider
Виталию Шклярову продлили арест еще на 2 месяца. Тест на антитела положительный, он переболел короновирусом в ужасных условиях. Никого не изолировали, теперь по очереди заболевают его сокамерники.

Следственных действий с ним не проводили. Дважды допросили и один раз вызвали на очную ставку. Арест продлили из-за возможности скрыться.

Адвокат сообщил, что у него сломан палец. О причинах Виталий не сообщает.

Письма до него не доходят.

https://www.interfax.ru/world/729078

Профессиональная деятельность политконсультанта (даже предполагаемая) не может быть основанием для уголовного преступления.  

Свободу Виталию Шклярову.
@vShkliarov
источник
2020 September 30
Campaign Insider
Если прогноз результатов выборов основан на опросах — нельзя ручаться за его точность

В 2016 году Натали Джексон предсказала победу Хиллари Клинтон с вероятностью в 98%. Как и большинство поллстеров, она ошиблась, и победил Дональд Трамп. Спустя 4 года она разобрала собственные ошибки и подготовила статью, почему результаты выборов настолько непредсказуемые.

Она пришла к выводу, что рынок социологических опросов оказывает медвежью услугу в лучшем случае, а в худшем влияет на явку избирателей и результаты голосования. На то есть две причины:

Первая. Мы не знаем, как замерить уровень неопределённости социологических опросов. Не просто фактор погрешности, а задать правильные вопросы, чтобы минимизировать содержательный аспект. Например, выявить врущего избирателя, который отвечает на вопросы в соответствии со сложившимся общественным консенсусом по той или иной кандидатуре на выборах. Вдобавок к этому, точность опросов меняется из-за инструментария и методики исследования, которая у каждого игрока рынка может сильно отличаться от других.

Вторая. Проблема разработки модели, которая учитывала бы как известные переменные, так и неизвестные. Общественность не умеет интерпретировать результаты социологических опросов, она получает цифры и следует им, иногда спорит, но чаще соглашается. В этом и есть базовая проблема, людям дают готовую картинку с цифрами, не объясняя разницу в методике, вероятности погрешности и неучтённых переменных. Например, проводился ли опрос по телефону или лично. Если по телефону, то по мобильному или домашнему. В случае с домашним телефоном, как в США, так и в России, результаты опросов будут сильно отличаться от "срединного избирателя" и его ответов в полевых опросах, потому что на домашние телефоны чаще отвечают возрастные избиратели.

Получается ситуация, когда в паблик выбрасываются результаты опросов, которые воспринимаются as is. И непрофессионал не может разобраться в них, понять разницу в методике сбора информации и проведения исследования. Потребитель таких опросов не обладает компетенцией для их надлежащей интерпретации.

В американской социологии принято устанавливать уровень погрешности на уровне 3%, но недавний консенсус у западных коллег говорит о необходимости держать в уме 7% погрешности. В ситуации, когда оба кандидата идут с разницей в несколько процентов, цифра 7 кажется слишком большой, чтобы быть уверенным хоть в каком-то опросе общественного мнения. В условиях ковида, когда полевые исследования стали практически недоступны, получаемая дата по опросам стала хуже, уверенности в собственных моделях прогноза нет и у создателей этих моделей.

Вопрос только в том, влияют ли прогнозы на явку в день выборов? На выборах 2016 года три ключевых штата (Мичиган, Пенсильвания и Висконсин) проголосовали за Трампа, хотя по большинству исследований доставались Хиллари.

Сравним опросы и результаты выборов 2016 года:

Мичиган по прогнозам +3,4% за Хиллари, в результате Трамп +0,3%.
Пенсильвания по прогнозам +1,9% за Хиллари, в результате Трамп +0,7%.
Висконсин по прогнозам +6,5% за Хиллари, в результате Трамп +0,7%.

Так влияют ли прогнозы, основанные на социологических опросах на выбора? — Однозначно да. По словам Натали, разница в этих трёх штатах между Клинтон и Трампом составила всего 80 000 голосов.
источник
2020 October 01
Campaign Insider
Байден или Трамп? Кто победит на президентских выборах 3 ноября

Собрал для вас небольшую подборку готовых прогностических моделей по результатам предвыборной гонки в США:

1. FiveThirtyEight. Скорее победит Байден.

2. The Economist. Скорее победит Байден.

3. 270towin. Скорее победит Байден.

4. RCP. Агрегатор социологических опросов, лидирует Байден.

5. The New York Time. Лидирует Байден. Приятная особенность — учитывают погрешность 2016 и 2012 годов, что даёт Байдену не средние +7%, а +4%.

6. The Washington Post. Побеждает Байден.

По всем моделям побеждает кандидат от Демократической партии. Доверять таким опросам не стоит, лучше прокрутите различные сценарии в редакторе 270towin и NYT. Во втором есть возможность поработать с разбивкой электората по этническим группам. Ещё можно покопаться в state battlegrounds и пробить результаты опросов, которые проводились компаниями, занимающимися исследованиями только в этих штатах. Это полезно, чтобы сравнить разницу между фирмами, которые охватывают всю страну своими исследованиями и фирмами, которые специализируются на конкретном штате. Часто между ними есть существенная разница с перекосом не в пользу Байдена. Такой же эффект был и в 2016 году.
источник