Хаскелисты и Rust ругают частенько за недофункциональность - изначально императивный язык, да-да! Но в Rust есть многое, что присутствует в больших ФП-языках, и это не "эти ваши академические штучки", а исключительно полезные вещи - я про traits и ограниченный параметрический полиморфизм говорю. Да, в Rust нет HKT и не будет никогда, скорее всего. Но даже то, что есть, очень сильно помогает управлять сложностью через абстракцию.
И именно средства для управления сложностью кода делают язык пригодным для реализации на нём действительно больших проектов!
С этой точки зрения плох Go - абстрагирование там не в чести и встроенные средства для построения абстракции очень бедны (из, можно сказать, нет). А это означает, что большие проекты состоят из копипаст (в т.ч. и из копипаст ошибок!) и местных велосипедных ренеший (в Go тоже не принято переиспользовать чужой опыт, культура поощряет "скопировать к себе если уж сам не хочешь писать"). Процедурные языки имеют инструмент, созданный для управления сложностью - ООП. Да, "правильно готовить" его умеет не каждый, но инструмент очевидно работает - иначе его бы выбросили на свалку истории. В Go нет ООП но и нет альтернативы.
Теперь смотрим на ФП. Было когда-то сказано "лучше иметь один тип и сто функций для работы с ним, чем десять типов и по десять функций для работы с каждым" - сказано это было в контексте Lisp, но работает и для ФП в целом. И если "один тип на все случаи жизни", это странная идея, то вот единый вокабулярий для работы с разыми типами, это отличная вещь!
И вот тут мы подходим к Elm. Единый вокабулярий отнюдь не означает "у нас везде map, просто это List.map
, Maybe.map
и т.п." - это разные функции для работы с разными типами. Т.е. нет возможности писать обобщённый код. И абсолютно не важно здесь, как эти функции называются (пусть даже и понятно и "читаемо")! Нельзя написать "библиотеку, которая обобщённо работает с коллекциями" и подобные сугубо полезные в реальных проектах вещи!
И всё только осложняется тем, что в Elm типизация статическая. Потому что в динамически типизированном ЯП мы можем хотя бы ad hoc полиморфизм силами "утиной типизации" сделать или на крайний случай прямо в функции решить, как с переданным типом работать (не сильно гибко и точно не особо расширяемо, но относительно обобщённый код писать позволяет). А при старической типизации в Elm мы имеем лишь "неограниченный" параметрический полиморфизм: мы всегда всё знаем о структуре, но никогда о "содержимом" типа. А значит мы не сможем без привнесения излишней сложности написать, скажем, функцию sort : List a -> List a
- мы по построению не знаем ничего об a
и не можем знать при текущей модели. Да, местный ad hoc есть в виде comparable
, но с чего это автор решил, что ad hoc полиморфизм нужен только в тех местах, где он сейчас есть? Примеров могу привести много - и все из реальной жизни.
Так что же хорошего в том, что мы имеем ФП, но такой, где функции (и типы) пользователя - объкты второго сорта; где автор решил, что такие-то типы comparable, а пользовательские - нет; где автор stdlib может писать обобщённый код - внутри stdlib - а пользователи не могут?! И не нужно говорить о "сложности для новичков" и "те, кому надо, пойдут в другие языки" и в этом же контексте "у нас - успешный язык для решения реальных задач!". Это лукавство. Потому что зрелый язык помогает решать проблемы, а не создаёт искуственно препятствия для решения оных.