Size: a a a

Изумрудный 🇮🇪 остров

2020 July 16
Изумрудный 🇮🇪 остров
Ой, я тут слышал, в России spotify появился? Честно говоря, я - тот человек, который практически не пользовался всякими музыкальными облачными сервисами. Да-да, я существую! Только недавно решил попробовать этот самый spotify, и бесплатная версия пока работает, и норм. Не задумывался о том, где он есть, где его нет. О том, что его, оказывается не было в России, вот только пару дней назад и узнал... 😶

После того как стал водителем, включаю его вместо радио... через телефон, звук передаёт на магнитолу через bluetooth (повезло, оказался встроенный, а вообще это не было фактором выбора). Так как поездки короткие (по Дублину), случайный порядок и реклама не критичны. А в более дальних поездках будет более критично пропадание мобильной сети (как и FM-радио, ничуть не лучше в этом плане). Так что offline режим (он вроде есть в платной версии) был бы полезен, да...

Решил посмотреть, сколько стоит и чем там вообще платная версия от бесплатной отличается и сколько стоит. И в очередной раз наткнулся на несправедливость. В России подписка стоит 169 рублей в месяц (около €2), в то время как в Ирландии аж €10, то есть около 800 рублей, то есть в ПЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ. КАКОГО ХРЕНА, как говорится?.. Абсолютно тот же облачный сервис, абсолютно те же вычислительные мощности, абсолютно те же расходы на лицензии и что там ещё. Тем не менее, ирландец платит в пять раз больше россиянина. И американец платит больше индийца... везде цена разная и "отражает покупательскую способность населения". И та же история у всех сервисов подписок, музыка, youtube, steam, что угодно. Кроме, может, облачного хостинга и платного VPN... (не уточнял).

Ответ простой и в то же время неадекватный. Мол, разная покупательская способность. НО НЕ В ПЯТЬ ЖЕ РАЗ. Вторая (уточняющая) часть ответа в том, что "столько, сколько готовы будут платить". То есть сложная комбинация из наличия денег у населения и их воли, спроса... Компания (она убыточная даже сейчас) пытается максимизировать прибыль, а для этого цена должна быть в равновесии, чтобы больше людей подписывались и хоть что-то платили.

Мне обычно на это отвечают, что "зарплаты тоже отличаются". Конечно. Но далеко не в пять раз (у меня уж точно). На проценты и максимум десятки процентов... Минимальные (те, что у дворников) - могут отличаться и в пять, и в десять раз наверное... но много ли вы знаете дворников, покупающих себе подписку на музыку? 😃

Кстати, можно включить мозг, подкрутить VPN (я ж программист! 😆), если надо, (в том числе платный, за такое и не грех может заплатить) и купить именно российскую подписку. 💡 Кстати, не знаю, насколько это легально/нелегально, вопрос интересный. Уверен, что куча людей так делает. А можно пойти дальше, забить на эти модные сервисы и вспомнить про российское "национальное достояние" (я про rutracker, а не про то, что вы могли подумать...).

По правде говоря, не так сильно мне всё нужно. Дома мне музычку слушать некогда, работаю я в тишине. Только разве что в дороге, да... А вы как, пользуетесь таким?

@emerald_isle
источник
2020 July 17
Изумрудный 🇮🇪 остров
Случилось то, что должно было случиться после постепенного ослабления ограничений: число заболевших снова начало расти, "репродуктивное число" оценивают в районе от 1.2 до 1.8. А было меньше единицы (всё, что меньше единицы - хорошо, больше - плохо, чем меньше, тем лучше).

Из-за чего открытие пабов откладывают. Впрочем, я уже упоминал, что на самом деле они работают, но с ограничениями, обязаны еду продавать, дистанции, вот это всё... Откладывают именно возвращение сборищ людей (хотя тоже наверное совсем не в тех масштабах, что раньше), а ещё ночные клубы, казино, и подобное. Как вы - не знаю, а я не особо по этому скучаю.

Вообще пандемия, если можно аккуратно так выразиться, всё-таки изменила жизнь к лучшему. Огромной ценой, да. Но я вот вспоминаю себя в Дублине (и вообще в любом современном городе мира) раньше, всего лишь год назад. Столько дверей, столько кнопок, посторонние люди всегда так близко. Чихают, кашляют, хватают всё подряд. Для того, чтобы дорогу перейти - надо нажать кнопку. Лифт - кнопка. Из автобуса выйти - кнопка. Из поезда (или в поезд) - кнопка... Сколько людей на эти кнопки жмёт... И дверные ручки, конечно же.

В офисе тоже куча всяких кнопок, выключателей, ручек и т.п. В марте их начали протирать чаще и поставили санитайзеры, чему я порадовался (ненадолго, так как потом офис вообще закрыли).

Ещё я, как человек в меру брезгливый (примечание редакции: это вы ещё с женой моей не знакомы 😃), всегда носил с собой маленькую бутылочку санитайзера. Эту полезную привычку выработал много лет назад после какой-то туристической поездки в довольно "грязную" азиатскую страну, подумав, что помыть руки там иногда будет проблемой (так и вышло). И с тех пор сохранил. Смешно, возвращаясь из Калифорнии прикупил таких "сувениров", а потом спустя буквально неделю оказалось, что этот товар в дефиците и нигде нет... Вовремя. Сейчас, спустя несколько месяцев, каждая аптека/заправка/супермаркет затарились этим в таких количествах, что дефицит нам не грозит... ещё долго.

А ещё я никогда не любил ходить по магазинам (и сейчас тоже). В Дублине в центре на этих шумных торговых улицах много людей, которые обычно идут в разные стороны кто куда. И это нововведение "вход с одной стороны, выход с другой, контроль количества посетителей" я категорически приветствую! Давайте так оставим (даже если вдруг кто-то придумает волшебную вакцину 💊). Также намного приятнее!..

Грустно, конечно, что эти положительные изменения происходят только в столь тяжёлых обстоятельствах. Когда-то на дорогах сбивали кучу пешеходов (в России - до сих пор так), что заставило проектировщиков пересмотреть правила, снижать скорость, сужать улицы и т.п.. и теперь стало в разы безопаснее (хотя и осталось, к чему стремиться). А ещё раньше везде курили в общественных местах (даже в самолётах!) практически бесконтрольно, потом до людей дошло, насколько это вредно, и стали ограничивать (и всё ещё никто не мешает травить самого себя сколько влезет, главное, другим не мешать). Не вижу причин не оставлять хорошие разумные правила гигиены насовсем.

P.S. Про моторный налог позже расскажу, обязательно. Не забываю. 👌

@emerald_isle
источник
2020 July 20
Изумрудный 🇮🇪 остров
Доброе утро! 🌞

Начну с налоговых ставок, это самое простое. Можно посмотреть свежую табличку, например, здесь. Разные транспортные средства (грузовики, автобусы, мотоциклы, легковушки) тарифицируются по-разному. Кроме того, "винтажные авто" 🏎 (старше 30 лет) тоже по особой льготной ставке идут. Сосредоточимся на массовых легковушках - тут две большие категории - до 1 июля 2008 года и после. Раньше тариф считался в зависимости от объёма двигателя, потом поняли, что это не лучшая идея, и для новых считают по объёму выбросов углекислого газа.

Самые дешёвые - это конечно же электромобили с 0 граммами на километр... Они отнюдь не бесплатные, за них всё равно нужно платить €120 в год. Что в целом логично наверное, пусть они не пыхтят прямо здесь, но углеродный след от их производства и эксплуатации точно не нулевой, плюс утилизация аккумулятора впоследствии - настоящее экологические бедствие... 😱

Дальше идёт категория A (от 170 до 200). Налог на нашу микролитражку составил €190. Как видите, никакого смысла брать теслу "ради экономии на налогах" конечно же нет, этот выигрыш не окупит разницы в цене... Куда попадут гибриды, кстати, не уверен... может как раз в 170 (A1). 🤔

Дальше идёт уже более "пыхтящие" B1(270) и B2(280). Мы очень всерьёз думали над выбором тачки, попадающей в категорию B1, но не нашли, ради чего были бы готовы переплатить 80 евро в год. Да, она была покруче (там даже был кондиционер!), но не понял, почему она настолько не экологичная, ведь тоже микролитражка... Но в каких-то случаях это тоже пока ещё относительно адекватная категория...

А дальше налоги уже улетают в космос. Если больше 225 грамм на километр, то налог составит аж 2350(!). Интересно, а такие вообще бывают (чтоб не грузовик и не автобус и чтобы новее 2008)? 🤔🤔🤔 Гоночные спорткары? 🏎 Я вообще не в теме, простите.

Из тех, что старше 2008 года (если вообще рассматривать аж 12-летние автомобили, если вы, конечно, не ценитель ретро старше 30 лет, а именно в диапазоне > 12 но < 30), всерьёз имеет смысл смотреть максимум на 1-1.1 литра. В то время как более новые вполне могут быть и двухлитровые, если по современным стандартам с минимальными выбросами. Насколько понял, у современных не такая уж прямая корреляция между параметрами "объём двигателя" и "экологичность/экономичность". Двухлитровое же старьё (>12 лет) будет обходиться уже порядка 700-900 евро в год. Именно поэтому в объявлениях такие тачки могут стоить сущие копейки (те же 1000-2000 евро), кому они при таких условиях нужны?.. 💡Ездить, скорее всего, будут, но сожрут много ваших денег, не надейтесь сэкономить.

Кстати да. Я проговорился, что взял автомобиль без кондиционера. Да, в 2020 году, всё правильно, вы не ослышались 👂. По правде говоря, сомневался даже на этот счёт. Удивился, что такие вообще продают в такой ценовой категории (2018 года выпуска). Однако, потом дошло, что особой необходимости в нём нет. Когда за окном +15, ну +20 максимум, необходимости в нём никакой нет. Если одну неделю в году будет +25, можно и потерпеть (терпели же в России когда-то и +30 без кондюка, в прошлом веке, разумеется). Так что скорее всего не ставят его по соображениям экономии: он и мощность двигателя немного "забирает", и топлива расход фактически увеличивает, возможно, поэтому и выбросы побольше (и налог может быть выше, правда, не думал, что аж до 270, почему не до 200). И, самое главное, его надо обслуживать, чистить фильтр, в котором скапливается пыль и т.п. А "ветерка" с морским ароматом из окна вполне хватает. 🌊 😌 Жил бы в арабских эмиратах или ещё каком-нибудь пекле ☀️, безусловно, на кондюке бы не экономил, даже если бы налог был втрое больше...

Про то, как, собственно, налог платится (ничего сложного, просто пара нюансов), расскажу позже.

@emerald_isle
источник
2020 July 22
Изумрудный 🇮🇪 остров
Тут правительство опубликовало "зелёный список стран", после возвращения из которых не надо садиться на четырнадцатидневный карантин. Список очень маленький, всего 15 стран (России, разумеется, там нет): Мальта, Финляндия, Норвегия, Италия, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Словакия, Греция, Гренландия(!), Гибралтар, Монако (интересно, как туда попасть в обход Франции?) и Сан-Марино. Мотив простой - поездка туда не считается опаснее поездки в соседнее графство, так как обстановка эпидемиологическая плюс-минус одинаковая или лучше ирландской. В то же время государство подчёркивает, что всё ещё не рекомендует путешествия без уважительных причин (лечение, уход за родственниками, что там ещё).

Уже многие критиковали такое решение как "противоречивое". С одной стороны говорите, путешествовать не рекомендуется, с другой "вот список стран". Как люди это поймут? Естественно, сорвутся на отдых в Грецию или Кипр (жаль, Исландии нет, а Гренландия есть - удивительно, как туда добраться вообще в обход Дании? 🤔). Тем более эти люди долго не отдыхали. Сам не знаю, как поступил бы на их месте, но скорее всего я бы предпочёл staycation по Ирландии (по личным причинам вынужден сейчас не рассматривать никакие поездки, как заграничные, так и внутри ирландские, об этом позже).

Впрочем, рано или поздно надо будет границы всё-таки открывать (когда обстановка по миру выровняется и шансы заболеть во всех странах будут одинаковые, естественно, в аэропорту или вокзале чуть выше, чем за его пределами, это понятно), и отменять эти 14-дневные карантины как бесполезные и неэффективные.

Ещё Ирландия недавно опубликовала приложение для слежки, которое любезно попросила всех установить. Естественно, нам пока совершенно не до этого, мы молча проигнорировали эту странную просьбу. В целом понятно, отслеживание контактов - ключ к борьбе с эпидемией. Но приватность такого решения под вопросом. Нет, не так, под ОГРОМНЫМ ВОПРОСОМ. ❓❓❓ Более миллиона ирландцев не задумались об этом, им норм. 🤔 Может, они и правы... Ведь приватность не за бесплатно отдают - а ради якобы благой цели - чтобы с эпидемией бороться. Однако тут включается "эффект безбилетника", выгоду от борьбы с эпидемией получат все - в том числе те, кто не сдают свои потроха корпорациям/государствам/спецслужбам.

Логично было бы всё-таки обменивать приватность не на абстрактное вероятностное "замедлить заражения", а на вполне осязаемое. Например, те же границы и четырнадцатидневный карантин. Если бы мне предложили установить мне и всем членам семьи эту слежку в обмен на то, что тёща сможет прилететь в гости, например (в том числе и с требованием оставить эту слежку на N дней после возвращения её на Родину), то тогда конечно, почему бы и нет. С радостью. Но такого варианта никто не предлагает, рейсов по-прежнему нет, визы (туристические) по-прежнему не выдают. 😢 Всё же надеюсь, к декабрю ситуация хоть как-то нормализуется. 🎅

Да, я отдаю себе отчёт в том, что за мной следят все, кому не лень. В основном корпорации (ради того, чтобы продавать "целевую" рекламу - получается это у них на 1/10, очень плохо). Те же карты гугла. Я давно всерьёз подумываю от них отказаться, но наверное "последней капли" ещё не наступило. Банк следит (ради моей же безопасности, чтобы не было случайного снятия наличных в Венесуэле, например), и всякое такое разное. Когда разрешаю кому-то это делать, всегда держу в уме, что получаю взамен (если ничего, то идите лесом). Ещё за мной следит страховая компания 😱 (но об этом позже).

В общем, берегите себя, воздержитесь от путешествий. Отдохните (пока лето ещё не всё) поближе к дому. Может, удивитесь, как много вокруг рядом интересных мест, куда не было повода съездить.

@emerald_isle
источник
2020 July 23
Изумрудный 🇮🇪 остров
Говорят, не всё так однозначно насчёт того приложения о котором я писал выше. И зря я, мол, панику поднимаю. Что поделать, я в разработке не участвовал, изучать не было времени, первое впечатление от какой-то новой непонятной штуки "да ну её, зачем". Пишут, там используются серьёзные криптографические протоколы и никаких данных о местоположении эта штука не хранит. 🤔 💡 Но рекомендовать не буду, сами решайте, нужно вам оно или нет. Мне пока неактуально, всё равно ни с кем не контактирую и не планирую (сейчас даже взгрустнул немножк).

@emerald_isle
источник
Изумрудный 🇮🇪 остров
Пару недель назад в Ирландии вышло приложение для отслеживания распространения коронавируса. После того, как пара знакомых сказали, что не хотят "сливать государству личные данные", я попросила Гошу объяснить, как же работают данные приложения.
источник
2020 July 24
Изумрудный 🇮🇪 остров
Тут ещё новость вчера подвезли... Правительство подготовило пакет мер для "перезапуска экономики". И там много всего... Если в двух словах самое важное НОЛОГИ СНИЖАЮТ!!!11 Например, ставку НДС с 23% до 21%. ↘️ Но если подробнее, то как-нибудь потом разберу, там есть кое-что ещё интересное. А пока хотел окончить тему с другим налогом, с моторным.

Итак, как я уже упоминал, главное достоинство покупки подержанного авто у дилера - возможность на нём уехать чуть ли не на следующий день. В моём случае через три (пока деньги переводил, то сё). Серьёзно, правда, бери, и езжай куда хочешь, он твой! В случае покупки с рук помимо риска нарваться на повозку, за которую ещё не выплачен кредит, даже в лучшем случае всё равно предстоит та или иная бюрократическая боль в видео переоформления собственности. А если повозка старше четырёх лет, то ещё и national car test. А тут салон всё берёт на себя, плюс техобслуживание. За это не грех и переплатить. По крайней мере сегодня. Может, не так всё сложно на самом деле, и делается или удалённо или почтой - но я решил в этот раз не пробовать. 🤷‍♂️

Я упоминал, что в лобовом стекле должно быть три бумажных диска (в моём случае два), а их нет. NCT, страховка, налог. При покупке салон даёт бумажку, и, как мне сказал продавец, я с ней могу ездить месяц спокойно. В смысле налог можно заплатить позже. Я это сделал примерно через две недели, то есть тогда, когда почтой мне пришёл "сертификат о владении" (не помню оригинальное название, искать надо), в котором пин-код, по которому и можно сделать онлайн платёж на motortax.ie. И также нужен регистрационный номер автомобиля, номер страхового полиса и NCT (при необходимости).

А страховка всё-таки нужна сразу. С первого дня. Её можно купить через интернет, но не всегда (бывает, что приходится по телефону ☎️ звонить). С ней больше всего сложностей, про боль страхования первого автомобиля в Ирландии я расскажу отдельно. В данном контексте важен один главный нюанс - не все (почему-то) страховые могут/хотят продать страховку, действующую в тот же день, какие-то могут только с завтрашнего. Глупое правило, но тем не менее вот, имейте ввиду, возможно, стоит купить полис чуть заранее (до вывоза тачки из салона). В моём случае действовала в тот же день, купил утром, распечатал квитанцию на принтере ("диск" тоже пришёл позже, сильно позже).

Так я две недели и ездил без tax disc (и почти три недели без insurance disc). В общем, ничего не произошло, никто из полицейских не останавливал, ничего не проверял. Может, время такое, что никому нет дела до просроченных или отсутствующих документов? Но думаю, и раньше не так чтобы регулярно проверяли. И наверное даже если бы проверили, сказали бы "всё норм, езжай".

Вроде бы на этом всё. Дальше будет большая сложная тема со страховками 💸. Ещё можем обсудить платные дороги 🛣 и парковки 🅿️. И хотел немного поделиться впечатлениями о стиле вождения 🏎 в Дублине. Если что ещё в голову придёт, спрашивайте. ❓

@emerald_isle
источник
2020 July 25
Изумрудный 🇮🇪 остров
Итак. Правительство запустило пакет "антикризисных мер". Его уже прозвали (скорее всего журналисты придумали) July Stimulus. Планируется потратить 5 лярдов ойро вводя 50 разных мер для поддержки бизнеса.

План уже раскритиковали... Sinn Fein назвали его "недостаточно амбициозным". Даже не знаю, соглашаться или нет, у самого смешанные чувства.

Главная мера - снижение НДС с 23% до 21% на шесть месяцев. Ожидается какое-то падение потребительских цен. Увидим. Почему бы и насовсем не снизить - не знаю. Я не экономист, может, слишком маленький НДС - вредная мера?.. Большинство (российских) экономистов, которых я читаю/слушаю говорят о том, что высокие налоги - плохо, НДС надо снижать, повышение НДС в России с 18% до 20% было плохой идеей... но я не знаю, может, тут климат другой, и тут это норм. 😃

Дальше Stay and Spend схема. Дополнительный налоговый вычет, поощряющий внутренний туризм. Действовать будет с октября по апрель. Можно потратить до €625 (с человека) на гостиницы и получить €125 обратно из подоходного налога. Тут много вопросов. Во-первых, это может вздуть цены (что и происходило с мерами вроде tax saver ticket, cycle to work, etc...). Может, и не вздует, так как спрос пониженный и эта мера пытается его немного приподнять? Что я видел этим летом при попытке что-то найти: забронировать жильё на staycation за нормальную цену сложновато, цены выше обычного (так как те, кто не могут улететь на летний отдых в Европу - вовсю пользуются тем, что таки есть внутри страны). Да, иностранных туристов меньше... 🤔 я не подсчитывал, кого больше. Во-вторых, непонятно, какие объекты будут подходить под эту схему, а какие нет... опубликуют некий "белый список" гостиниц, и всё. В-третьих (главное, за что меру раскритиковали) - это "раздача денег тем, кто итак не бедствует" - в смысле может себе позволить отпуск внутри страны (а таких явное меньшинство, большинство ирландцев всё-таки зарабатывает меньше). Впрочем, этот аргумент не совсем состоятелен - спрос на то и подогревают, чтобы "более богатые" тратили деньги, и они попадали в карман работников туристического сектора. 🤔 В общем, особо не рассчитываю (получится ли вырваться куда-то до апреля - под вопросом), но попробуем эти деньги получить. 🤑

Увеличили помощь для "first time buyer" с 20 тысяч до 30. Тем, кто первый раз покупает жильё. Снова "помогают богатым", не бедным. 🤨 Тем, кто таки может себе позволить взять mortgage, тогда как от кризиса сильнее всего пострадали те, кто жильё снимают, накоплений нет, взять ипотеку не могут, банк просто не выдаст. Цены на недвижимость раздутые, и эта мера если не раздувает их (при условии, что спрос правда снизился), то точно удерживают падение. Наверное, это и был мотив - "удержать падение"? 🤔 Эх, лучше бы отпустили вниз, глядишь и больше людей смогло бы что-то купить. А поддержать лучше тех, кто снимает жильё (я сейчас даже не про себя, снимающего двушку за €1,800, а пусть про тех, кто снимает комнату за ~€1000 или студию за ~€1200, это ведь ещё большее сумасшествие 🤪), допустим, за первые €500 в месяц из трат на съём квартиры получить возврат 20%, рынок долгосрочной аренды жилья практически идеально белый, все платят через банк, собственник платит налоги со своей ренты, смухлевать тут сложно.

Cycle to work 🚲 увеличили с €1,000 до €1,250 и даже до €1,500 для электрических. И ещё раньше этим можно было пользоваться раз в пять лет, теперь раз в четыре года. Эту льготу миллион раз критиковали за раздувание цен на велосипеды. Повторюсь и я. Лучше бы в велодорожки вложились!!! (а их почти нет!). А уж велосипед себе позволить купить может гораздо больший процент населения, чем, например, автомобиль. Без всяких льгот и подачек от налогоплательщиков. 😠 🤷‍♂️

Также много разных других мер поддержки бизнеса, пособия по безработице продлили и т.п... там уже я в теме плохо разбираюсь, не буду комментировать. По ссылке выше подробности (на английском).

В общем, как-то так. А вы как думаете, диванные макроэкономисты? Хороший 👍 пакет мер или не очень? 👎

@emerald_isle
источник
2020 July 26
Изумрудный 🇮🇪 остров
Ожидания: куплю 🚘, буду ездить на выходные на природу или вырвусь в отпуск, хотя бы "staycation" по Ирландии, к океану смотаемся, наконец, окунёмся и освежимся в прохладной Атлантике. 🌊

Реальность: последние две недели вынужден был каждый день ездить в центр Дублина 🏙 и обратно, иногда даже по нескольку раз.... Сегодня первый день, когда я всё-таки остался дома. 😣 😴

О причинах этого расскажу как-нибудь попозже. Но, раз уж так сложилось, расскажу о том, что вас заинтересовало. А именно о стиле вождения в Дублине. Спойлер: нет, не всё так плохо, но таки да, моё мнение немного поменялось с прошлого раза.

Я ранее упоминал, что стиль вождения в Ирландии в первый год мне скорее понравился, чем нет. Хотя первый-первый раз я сел за руль (грузовичка) именно в Дублине и ездил фактически по тем же более хаотичным дорогам (что и сегодня). Но то было очень недолго (перевезти вещи в съёмную квартиру). Потом мы взяли напрокат легковушку и поехали колесить по самым туристическим местам. И трасса - это совсем другое. Тем более в разгар туристического сезона в туристических местах. Не знаю, какой был точный процент туристов, но большой. А ведь турист в чужой стране за рулём незнакомой машины, к которой не привык, всё-таки водит по незнакомым дорогам более осторожно (исключения бывают, понятно). Кроме того, местные аборигены в маленьких городах и деревнях (где пробки реже и короче) скорее всего тоже более расслаблены. Чем население шумной столицы в будние дни, где все всегда куда-то опаздывают...

В общем, я водил в разных странах Европы (как континентальной, так и островной). Ирландия всё ещё где-то наверху списка, ездить здесь в целом приятно. Хотя некоторые водятлы в Дублине, конечно же, напрягают. Не знаю, кстати, связано ли это с тем, что сейчас на мне наклеена "novice plate" (по закону обязан первые два года так ездить). Забавно, опыт вождения 10+ лет, но всё равно сейчас я "новичок" (а в 2018 новичком не был, смешно же). Правила чёрным по белому говорят (это часть теоретического экзамена), что к новичкам нужно быть терпимыми и уступать (не то чтобы мне сильно было нужно). Но таки нет, не уступают. Обгоняют, подрезают. В том числе по автобусной полосе. В том числе и тогда, когда в этом нет необходимости (я считаю, например, нормальным обогнать слева автомобиль, поворачивающий направо). Заехать за стоп-линию - сам Б-г велел. 🤷‍♂️ Понятно, что так ездят не все, но "активное меньшинство". Таксисты и автобусы тоже... да, с российскими маршрутками и бомбилами не сравнить, но по мелочам правила таки нарушают. ☝️ Про скоростной режим даже говорить не буду... 🏎 50кмч для многих слишком медленно 🐌 (для меня по дублинским улицам вполне норм, да и не тороплюсь я).

Подытожу: всё-таки пять баллов Дублину точно не могу поставить. Четвёрка с минусом. Наверное. Ездить скорее не страшно (как в некоторых странах восточной Европы), нормально, спокойно. С некоторым умеренным хамством помириться можно. 🙈

Ну и трафик в выходные дни разительно отличается от будних, понятное дело. В чём я на 200% убедился (да и до этого знал), что я точно не хочу ездить на работу пять дней в неделю за рулём (и стоимость топлива, парковки, платные дороги здесь вторичны). Подумываю насчёт велосипеда или самоката (говорят, наш офис переедет, и такая дорога станет удобнее для меня), но общественный транспорт тоже норм, просто надо селиться поближе к станциям.

@emerald_isle
источник
2020 July 28
Изумрудный 🇮🇪 остров
​​Неожиданная новость из параллельной Вселенной (на самом деле нет, всё ещё из Ирландии)! Министры понизили себе зарплаты на 10%... На волне народного гнева, видимо. 🤔 🤷‍♂️ Простите, но, когда я такое читаю, мне сразу вспоминается старенький видеоролик (ставший вирусным в своё время) о том, как депутаты Красноярска повысили себе зарплату в два раза. 💰💰

Ладно, я не хотел обсуждать зарплаты гос служащих. По ссылке выше подробности, если вдруг интересно.

В прошедшие недели мне пришлось куда ближе познакомиться с ирландской медициной 🏥. Причём не с частной (для которой обычно есть страховка, покрывающая её не полностью с кучей ограничений), а с публичной. Которая почти бесплатная, хотя тоже с нюансами.

Впечатление смешанное. Разумеется, я не всем доволен, были небольшие оплошности, но склонен думать, что скорее я сам ошибся больше (от незнания и неожиданности), чем медработники. И вообще это придирки. А какое давление сейчас на медработников оказывает пандемия... 😱 😩 А в том, что действительно важно (сохранить здоровье и быстрее поставить на ноги) в целом система справилась. Но про это всё позже.

Вы наверняка слышали про такое изобретение человечества как медицинский шприц 💉? В России их можно купить в любой аптеке. А вот в Ирландии не всё так просто... Супруге (после выписки из больницы) прописали определённые уколы. Делать самому себе уколы - удовольствие сомнительное 😨так когда-нибудь и дойдём, что зубы себе сами сверлить начнём... или зашивать себя сами.

Дали рецепт на лекарство, которое выдали в аптеке. Вместе со шприцами. И вот такие шприцы я увидел первый раз в жизни (отсталый пещерный человек!). Одноразовые. По-настоящему одноразовые. Перед процедурой вот эта вот оранжевенькая штучка специальным образом отгинается. А после процедуры закрывает иглу и "ломает её", потом блокирует. 😯 И даже это ещё не всё. Лекарства (в том числе обычные обезболивающие) нельзя выбрасывать с бытовым мусором, а шприцы так тем более. Все использованные шприцы, как нам сказали, нужно отнести либо в ближайшую поликлинику, либо в аптеку. Кстати, как я узнал опытным путём, не любая аптека примет. 🤷‍♂️ Ну ладно, нам не к спеху, в поликлинику как-нибудь донесём...

Вроде когда-то писал о доверии, и что оно в западных странах (особенно в Ирландии) на более высоком уровне, чем в России. Однако одно большое жирное исключение, развёрнутое в противоположную сторону - лекарства. Видимо, борьба с наркоманией 💊. А может и с самолечением, которое тоже часто может навредить. Да, ещё алкоголь 🍷 конечно же (в свободной продаже, но до 22, плюс акцизы одни из самых высоких по ЕС), хотя зато его тут рекламировать не стесняются (тогда как в РФ рекламу алкоголя давно запретили, не чувствую, чтобы помогло, если честно).

Советовать брать с собой шприцы в Ирландию не буду, так как а) могут и отобрать при отсутствии рецепта, хотя скорее всего смотреть не будут б) самолечение не пропагандирую в) наркоманию тем более. Но вдруг полезно будет иметь ввиду.

Крепкого вам здоровья!

@emerald_isle
источник
2020 August 01
Изумрудный 🇮🇪 остров
Это лето нам запомнится надолго. Хотя мы пока слабо 🌫 представляем, что за лето будет в следующие года, будет ли ситуация улучшаться, и если да, то как именно поменяется мир. Но текущее лето для меня точно запомнилось как "лето отменённых отпусков". Или "потерянных отпусков". Как вам больше нравится. Строго говоря, весна тоже...

Подумать только, отменяю одну поездку за другой. Как заграничные, так и внутри ирландские. На приезд гостей с Родины я и раньше не особо рассчитывал, а в этот раз даже обсуждать не приходится.

Я там писал о том, как же плохо, что деньги мне не хотят за отменённую из-за форс-мажора поездку возвращать. Даже получил небольшой пинок в личку, что, мол, хватит нытье разводить, пиши что-нибудь полезное! Строго говоря, я считаю это полезным. Я делюсь своим опытом, как положительным, так и отрицательным, в надежде, что он чему-то научит и меня, и вас. А, помимо прочего, настойчивость и упёртость не оставляют меня разочарованным. До хоста мне достучаться не удалось, но техподдержка airbnb всё-таки встала на мою сторону и вернула полную стоимость (не знаю, из чьих средств, но наверное это не должно меня волновать). Недолюбливал AirBnB, но небольшой ➕ им в карму, очень надеюсь, что зимой получится воспользоваться их услугами, в этот раз отменять не придётся. 🤞 😟

Собственно, да. Минутка позитива. Несмотря на кучу отменённых планов, мне всё вернули. Все брони, все авиабилеты. С авиабилетами тоже пришлось пободаться (через банк вернул наличные, а авиакомпании кинули бесполезный ваучер, от которого я отказался). В общем, мораль: не сдавайтесь. Иногда получится вернуть если не 100%, то какую-то часть, что подогреет веру в людей и добавит лояльности, сплошные плюсы.

И даже проездной (на поезд который) мне всё-таки отменили! 😊 Пошли навстречу, несмотря на то, что пару раз во время карантина мне приходилось им пользоваться (больше не буду, но вряд ли и повод будет...). Вернули стоимость за апрель-май-июнь (попала в июльскую зарплату) и больше не снимают ежемесячную стоимость, то есть за июль-август-сентябрь тоже не снимут. Получается, я оплатил октябрь 2019 - март 2020, ровно шесть месяцев. Первые четыре из них выгода была осязаемая (я подсчитывал, табличку завёл в google spreadsheets), то есть примерно по 30-40 евро таким образом "экономил". В феврале переплатил около 30 (из-за командировки в США не пользовался почти), в марте пользовался чуть больше половины месяца (до карантина), переплатил около 10 евро. В общем, три копейки сэкономил, но вердикт: совершенно того не стоит. По крайней мере если жить так близко к центру, как живу я (около 10км), если бы жил в 20+ км, смысла было бы больше.

Больше повторять не буду. Лучше переплатить, но быть гибким. Мне и раньше приходила в голову идея, а в современном изменившемся мире тем более, ездить на работу три раза в неделю (или меньше) вместо пяти. Вот вам и экономия на проезде. 😃 Но я всё-таки трачу копейки. Прочитал недавно тред в linkedin одного чувака, который пишет, что сэкономил четырёхзначную сумму €€€€ за эти четыре месяца. 😱 Живёт в 100+км и сжирает кучу дизеля 🚚 + платные дороги + парковка. До этого почему-то "что-то исправить в своей жизни" не приходило в голову, нужен был толчок извне. 🤔 Да-да, так живёт много ирландцев, пара часов в дороге на машине в одну сторону. 🤷‍♂️

Про парковки и страховки обязательно будет, оставайтесь с нами!

@emerald_isle
источник
2020 August 03
Изумрудный 🇮🇪 остров
Доброе утро. Обещал про автостраховки рассказать...

Самая ощутимая статья расходов (после стоимости самого ТС, хотя даже это не всегда! часто стоимость годового полиса сравнима или для старых машин даже выше стоимости тачки 😱). Если вы думали, что motor tax - дороговатая штука (особенно для старых), то вот motor insurance - может оказаться ещё страшнее. Базовая стоимость легко может составить четырёхзначную сумму (спойлер: мне повезло больше, у меня "всего лишь" трёхзначная, но тоже ощутимая).

Причины мне (со стороны) понять сложно, надо разбираться в теме лучше. Думаю, и условия выплат при наступлении страховых случаев и государственные регуляции всякие влияют, но главным образом монопольный рынок конечно же. Хотя страховщиков авто ощутимо больше, чем страховщиков здоровья, например (тех всего три), всё равно "конкурентным" этот рынок назвать сложно. Страховка вам как водителю строго обязательна, за отсутствие - денежный штраф (€5,000) и другие санкции (5 "очков" и 6 месяцев тюряги). Хотя самое страшное - не это, а возмещение ущерба в ДТП с бентли из вашего кармана (легко может выйти и в пятизначную сумму наверное), понятно. А вот продать полис за нормальную цену вам вполне могут и отказать. Да, это сегодняшняя ситуация - большинство страховщиков мне (как и любому "новому" водителю) просто отказывали, не предлагая вообще никакой цены. Три-четыре компании исключения всё-таки кое-что предложили (разной степени жадности). Называть список не буду, так как он может всё равно для вас оказаться другим, ваш опыт вождения - не единственный фактор, марка, год, мощность и т.п. автомобиля тоже влияет. Хотя что именно влияет, а что нет - понять сложно (у каждой страховой по-своему). Например, в анкете просят указывать, есть ли сигнализация. Здравый смысл подсказывает, что если есть, то страховка должна быть дешевле? Как бы не так, в моём случае разницы в цене не было, может, из-за класса авто (ради любопытства попробовал заполнить анкеты по-разному, сигналка у меня есть, если что). 🤷‍♂️

Даже если все страховщики отказывают, всё равно есть способ (долгий, сложный, скучный бюрократический) заставить одного из них продать вам хоть что-то (через омбудсмена). Цену могут заломить космическую (вполне сравнимую со штрафом в €5,000, не сильно меньше). Далеко не только мигрантов эта ситуация напрягает, местные многие вообще ездят без страховок, так как не могут себе их позволить. Крайне нездоровая ситуация... Не знаю, собирается ли государство как-то это решать. 🤔

Виды страховок. Их всего три.

Первая third party - минимально обязательная. Хотя фактически не видел возможности купить только её. Не особо и было интересно, варианта "не страховать угон" всё равно не рассматривал, поэтому идём дальше.

Вторая third party fire + theft - та, которую я и купил, чаще всего её и берут, чаще достаточно. Она покрывает в том числе ущерб здоровью, если вдруг.

Третью (comprehensive, покрывает много всякого необязательного) наверное имеет смысл, если вы покупаете новый недешёвый автомобиль с 0км пробега от греха подальше. И то не факт... возможно, лучше делать ремонт царапин за свой счёт, ведь если подать запрос на возмещение за такое и его удовлетворят, вам просто со следующего года повысят стоимость полиса... 🤷‍♂️ так что вы переплатите.

Про то, как же быть "новичку" (иностранцу или местному только сдавшему экзамен - разницы практически нет) - поговорим позже.

@emerald_isle
источник
2020 August 04
Изумрудный 🇮🇪 остров
​​Морского настроения вам!

Давно не было от меня уличного искусства, очень давно. В центре реже стал бывать. Впрочем, оно и не только в центре есть, в нашем районе тоже (просто давно до этого не перекрашивали, вот новый объект... уже и забыл, что раньше было нарисовано).

@emerald_isle
источник
2020 August 05
Изумрудный 🇮🇪 остров
Вчерашняя новость. 10 августа планировались открываться пабы (не то, чтобы мне это было интересно, я по ним не успел соскучиться, и вообще с алкоголем расстался и мне норм). Увы, правительство сказало, что нет, план отменяется. Из-за вспышки заражений, которые связывают как раз с ослаблением ограничений. Вот уже второй раз снятие ограничений откладывается, но хотя бы заново ничего не ужесточают. Не считая обязательства носить маски в магазинах, общественном транспорте и прочих помещениях, где могут скапливаться люди. В общем, пока пабы не раньше конца августа, и даже это неточно - будут смотреть скорость заражения - она немного возросла, хотя в целом Ирландия пока тьфу-тьфу держит ситуацию под контролем (просто не хочет этот контроль терять).

Ладно, я обещал про страховки продолжить. Самое неприятное, из-за чего цены высокие - "презумпция опасности неопытного водителя". Может, это тоже плата за "чуть более безопасные дороги", чем в других странах. 🤷‍♂️ Тем не менее, человек без "страховой истории", причём за последние два года платит полную цену, которая довольно кусучая. Остальные платят с так называемой "no claim" скидкой, накопительной, за каждый год. В том случае, если не попадают в ДТП (не делают "claim", очевидно). А попадание в ДТП или что-то подобное делает вашу страховку во следующего года снова дорогой, как у новичка (не знаю, может, и дороже 🤷‍♂️в случае штрафов вот, например). "no claim" можно переносить из других стран (но не из России, конечно), но там свои сложные условия и ограниченный короткий список стран, в общем, про это знаю мало.

Неприятно, что таким образом аккуратные бережливые (но "неопытные") водители платят за тех, кто на самом деле ездит агрессивно и небезопасно. "за себя и за того дядю". По крайней мере первые несколько лет.

Как же с этим быть? Самый простой способ - вписать себя на первые пару лет как "named driver" в чужой полис (в чужой автомобиль). Лучше, если в полис того, кто живёт по тому же адресу, что и вы (одного из родителей, например). А потом уже и купить свой собственный полис уже на свой автомобиль. Понятно, что нам такой способ не подошёл, подходит далеко не всем, даже среди местных. Ещё один способ "закрепостить неравенство" среди населения. 🤦‍♂️ Кстати, указывать себя вторым водителем являясь по факту "основным и единственным" - жульничество. Которое, впрочем, наверное достаточно сложно доказать - но я этого не говорил. 😶

Далее - отнестись к выбору ТС серьёзнее, любыми способами снизить эту составляющую стоимости страховки. На порядок не снизит, но любая сотня евро скидки лишней не будет... Компактные микролитражки (лучше как можно новее) тут рулят и педалят сразу по нескольким причинам.

Некоторые страховщики накидывают за район, в котором вы живёте... если он более или менее безопасный, чем другие (вероятность угона и вандализма оценивают). И то, где вы паркуете (в гараже или просто на улице).

Ещё один способ - некоторые дают скидку на tax saver билет (мне уже неактуально). Логика понятна: если у вас проездной, на работу вы скорее всего ездите на ОТ, и вообще чаще пользуетесь ОТ, реже за рулём, реже вероятность происшествий.

Ну и "excess" (самориск) бывает, можно подкрутить, чем он выше, тем полис дешевле (к сожалению, редко бывает, да и до бесконечности крутить не дают, я бы вполне повысил до пары тысяч, лучше пару тысяч в excess записать, чем платить её же за первый год страховки, не правда ли???).

Говорят, раньше женщин страховали дешевле, чем мужчин, но эту лавочку прикрыли (ибо лютый сексизм, хотя статистика - вещь упрямая, женщины и правда водят аккуратнее 🤷‍♀️).

Мы выбрали другой способ. А именно - покупка полиса у компании, устанавливающей следящий GPS-датчик под капот... который в случае нарушения правил попросту отменяет полис (после трёх предупреждений). Но об этом подробнее позже (спойлер: там весело 🤡 🎪).

@emerald_isle
источник
2020 August 07
Изумрудный 🇮🇪 остров
Без приключений никак не получается... Зато вам небось будет интересно, я уверен. 🍿 Только думал, что самая жесть - это именно покупка страховки (и сопутствующие ритуалы вроде установки шпионских модулей под капот, как обычно с длительными звонками и висением на линии ☎️). А оказалось, что самое веселье только впереди. 😯

Да, я попал на техническую неисправность! Относительно повезло, нигде не застрял вдали от дома. (спойлер: и даже если бы застрял, ток что протестировал, как тут приезжают эвакуаторы - довольно быстро, как выяснилось, в Дублине во всяком случае - понятно, что чем дальше, тем дольше ждать). Тачка всё ещё едет, двигатель запускается, всё норм. Но обнаружилась утечка масла. ВНЕЗАПНО вот так вот. Меньше двух месяцев назад купил, вроде в солидном салоне. Ничто не предвещало беды. Полное техобслуживание конечно же перед продажей сделали. Возможно, сделали "на отстань", поэтому не заметили чего-нибудь "несущественного". 🤷‍♂️ Гадать бесполезно. Мораль истории: всегда проверяйте всё самостоятельно. Всё-таки автомобиль - это не ноутбук, а средство повышенной опасности и неисправность может стоить сильно дороже денег. И бесконечно быть "неопытным водителем" (как я), который умеет только рулить, а под капот заглядывать не любит, не получится... Всё откладывал я прочтение инструкции, толстенная она (в магнитоле разобрался быстрее методом тыка), но надо будет.

В общем, купил б/у... на свою голову. Надо было брать новую 2020, с конвейера... Правда, цена ещё более кусучая, я был не готов столько потратить (а ТС нужно было прямо вчера, так уж сложилось, если бы можно было потерпеть, мог бы и на новую накопить, конечно). Признаться, я думал, 2018 - не так плохо (да и абсолютно новая может быть с заводским браком, мало ли), а оно вон как. Зато гарантия пригодилась (очень надеялся, что хорошо, раз есть, но не пригодится...). Посмотрим, покрывает ли она этот случай или нет, сложный вопрос. 🤔

Прямо как в той рекламе "превосходя ожидания" (к сожалению, в худшую сторону пока).

Чтобы забрали на гарантийный ремонт, нужно пройти наше любимое веселье ☎️☎️☎️☎️. Сначала позвонить в магазин, там узнать телефон гарантийной компании, у них узнать телефон мастерской (в другом! городе!), и у них же узнать телефон "breakdown assistance" (эвакуатора, в общем). 😑😖 Хотя бы долго нигде не висел в ожидании (и на том спасибо). И конечно же в выходные мастерская не работает (хорошо, что я понял жизнь 🐌 и не спешу).

Всем добра и осторожней на дорогах. Не забывайте периодически проверять все системы вашего транспортного средства (лучше сразу вызубрить методичку). Хотя красная лампочка на приборной 💡 меня здесь не подвела.

@emerald_isle
источник
2020 August 08
Изумрудный 🇮🇪 остров
Пока мы спали, в Ирландии всё-таки ввели новые ограничения. На этот раз только в трёх графствах на две недели: Kildare, Laois и Offaly. Ограничен въезд-выезд, закрыто много всего, рекомендация всем не покидать своё графство и оставаться дома. Нам, я так понимаю, рекомендацию не ехать туда (не очень-то и рвались).

Тот момент, когда впервые количество заболевших лидирует не в столице (в Дублине), а в "глубинке". Эти три графства на западе от нас, очень близко. Выхода к морю не имеют. В общей, лучшей иллюстрации, что завести вирус из-за границы сейчас вероятность ниже, чем от кого-то внутри страны, просто не придумать.

@emerald_isle
источник
2020 August 10
Изумрудный 🇮🇪 остров
Избирательную компанию нужно провести так, чтобы в зарубежных новостях про тебя тоже писали. Не на первой полосе, конечно, но зато с картинками...

Грустно, конечно, видеть как "Саша 3%" каким-то образом набирает ни разу не 3%, а за 80%... Странно это всё. Впрочем, это не моя страна, я слишком сильно не в теме. Если у меня есть беларусские читатели, лучи поддержки вам. ✊

А тем временем Ирландия обогнала Соединённое Королевство по количеству заболевших на сто тысяч жителей... 16.9 против 16.5. 🙀 Позавчера, кстати, был рекорд с мая, более ста заболевших, за весь июнь и июль такого не было. Что ж, это самое короткое лето точно всё теперь. 😷

Про страховки будет, не забываю... Руки заняты. 😸

@emerald_isle
источник
2020 August 11
Изумрудный 🇮🇪 остров
История с внезапной неисправностью также внезапно и закончилась. Надеюсь, во всяком случае. По крайней мере тачку я забрал. Гарантия этот случай не покрывает, пришлось что-то около сотни евро за замену какого-то фильтра отдать. 😐 Так что пока не понял, "пригодилась" ли мне гарантия или нет, вопрос дискуссионный.

Довольно оперативно в целом, грех жаловаться. В пятницу позвонил, в понедельник уже починили и сразу забрал (если бы не выходные, может, и на следующий день бы). Более сложные поломки (если запчастей ждать со склада) могут и больше времени отнять конечно же. Шутки шутками, а на зубного 🏥 🦷 записаться сложнее столь же быстро в этой стране победившего автомобиля...

Итак, я взял себе страховку "с датчиком". Хотя я стараюсь ограничивать количество данных, которые обо мне собирают корпорации, что касается вождения - тут мне скрывать абсолютно нечего. И я вообще существование такой схемы всеми руками и ногами приветствую! Особенно если это ответ на безумно дорогие страховки для новичков. В идеале бы конечно дать новичкам покупать полис первый год за нормальную цену, но с большим самориском (excess), то есть попал в ДТП - плати. Не полную стоимость ремонта бентли, конечно, но добрые пару тысяч евро (тогда как обычно это пара сотен). Справедливо ведь было бы? Точно справедливее полисов за четырёхзначные суммы в год...

Вообще эту схему со слежкой активно критикуют. Главным образом за то, что работать она может криво, неправильно распознавать дороги по устаревшим картам и ограничения скорости (например, штрафовать за 60+ там, где можно гнать 80). Пока не сталкивался (может, потому что в столице езжу). Читал много негативных отзывов (позитивные тоже). Долго думал. Решил, что плюсы перевешивают, принтера для денег 💰у меня дома нет, на само ТС итак много выложил, платить в прямом смысле за воздух слишком много не могу.

Остальные негативные отзывы не очень по существу, просто эмоциональное "гоняю 200+кмч, перед камерами притормаживаю, и всё со мной норм, не хочу". В целом если датчик не барахлит и ездить по правилам, проблем быть не должно (звук стука по дереву).

Сама идея существования таких страховщиков мне нравится. Гораздо спокойнее станет на дорогах, если не только я, но и остальные будут ездить медленнее. При условии, конечно, что жульничать не будут (ни с той стороны, ни с другой), подкручивать датчики как-то и т.п. Люди должны перестать умирать на дорогах (во всяком случае в городах). Пока знаю только одну страховую, которая так делает, но будет здорово, если у неё появятся конкуренты, чтобы сервис становился лучше (от недостатка конкуренции почти любой сервис в Ирландии страдает).

Главные условия: компания "следит" за вашим стилем вождения, вам даются три предупреждения за превышение скорости, после третьего полис отменяется. Тут можно придраться, что "можно было и более по-человечески сделать", например, отменять не в ту же секунду фиксации третьего нарушения, а хотя бы дать срок в неделю (чтобы человек успел другую страховку купить, хотя с этим тоже будет непросто). Смотреть пункт выше про "конкуренцию".

Второе условие - километраж. Минимальный 5000км, за всё, что выше, нужно доплачивать (копейки, что-то порядка 20-30€ за 1000км). Тоже как-то коряво, что я должен им сразу сказать, сколько хочу проехать за год, либо "пополнять баланс" с шагом в 1000км (6000, 7000, ... до ♾). Могли бы вполне и просто "выставить счёт" за превышение в конце года. 🤷‍♂️ 🤦‍♂️ Будем считать маленьким неудобством (может, чтобы народ сразу брал 20 000 км про запас и не ломал голову).

Однако есть и ложка дёгтя, как говорится. Подключение этого контракта у меня прошло "со скрипом". Но об этом "в следующей серии".

@emerald_isle
источник
2020 August 12
Изумрудный 🇮🇪 остров
​​Так как времени и сил на написание осмысленного текста у меня всё ещё не остаётся, в очередной раз откладываю. А качеством жертвовать не хочу, тема страхования важная. Так что вот вам цветочки летние из соседнего участка в Дублине, чтобы не скучали. Жаль, мы в апартаментах живём, и нам такие кусты сажать негде, в горшках не то.

@emerald_isle
источник
2020 August 13
Изумрудный 🇮🇪 остров
​​Вы наверняка уже видели такие фото (из других городов мира). На всякий случай, в Дублине вот тоже такое есть (если вдруг интересно).

Погода невероятно летняя, самое оно, чтобы развалиться на травке. Жаль, времени особо на это нет, ну правда на небольшой перекус на улице мы себе время вчера выделили.

Расчертили белой краской (быстро выцветает, если вдруг среди вас экологи 😃) на траве вот такие сердечки. Как напоминание, чтобы соблюдали дистанцию.

@emerald_isle
источник