Оказалось, вспомнить первый осознанный матч чемпионата России не так просто. Я 1990 года рождения, а из 90-х отчетливо вспоминаются еврокубки – штрафной Цымбаларя в девятку с «Реалом», дубль Ширко с «Аяксом», перфоманс Роналдо с «Интером». Да, параллельно существовал и чемпионат России, но рекламные щиты Stimorol и другая ностальгия нашего чемпионата мелькает в памяти очень обрывисто.
Помню матч «Спартака» с «Ротором» (3:4) в 1996 году, разгром в дерби от ЦСКА (1:4) в 1998-м, травму Перхуна в 2001-м, но четкого ощущения, что наш футбол и есть вся моя жизнь, тогда еще не было. Например, летом 1999-го забил на матч сборной России с Исландией и убежал играть в американку на даче. В голове до сих пор диалог с пацанами: «Пойдем, потом счет узнаешь». Как же я мог согласиться.
Сознательность пришла к 2002-му. Мне было 12, зажигал Дмитрий Сычев, но я все еще мог позволить себе не посмотреть матч с «Шинником» (2:2), когда Кудряшов оформлял дубль и вывешивали баннер «Романцев, убирайся!». Этот сезон тоже не считается – посмотреть снежное дерби может каждый, а не пропустить ни одного матча – только так можно считать себя тру.
Сезон-2003 – первый, когда я так упоролся по нашему футболу, что просил одноклассника покупать «Спорт-Экспресс» перед школой – в киоске около моего дома к 8 утра уже разбирали. «Спартак» тогда разваливался, головой все это понимали, но сердцем продолжали верить, что все будет хорошо – даже с Баги в раме. 1-й тур – 0:0 с «Торпедо-Металлургом» (там Абдельила летел на выходы ногами вперед), 2-й тур – 1:2 от «Алании» (первый гол Павлюченко за «Спартак»), 3-й тур – уже дерби.
Ожидание было жутким. Воскресенье, я перечитывал вчерашний «Спорт-Экспресс», в десятый раз пересматривал ориентировочные составы и просто боялся: у нас там Олег Пестряков, а у них – Иржи Ярошик. Опоздавший Кебе, Деменко, Луизао, Роберт – как их обыгрывать?
Только дерби – всегда особый вид искусства, а тот матч был чуть ли не единственным в сезоне, когда «Спартак» показал футбол и характер. С самого начала куча атак, сэйвы Мандрыкина и все-таки гол Титова. Я ликовал и отбросил мысли, что все плохо. Игра была такой драйвовой, что даже гол Семака никак не тревожил. Подумаешь, 1:1, бьемся дальше!
Во втором тайме случился один из самых странных голов в истории российского футбола. У «Спартака» были моменты, но забили после великой случайности. Павлюченко добежал до углового флажка и просто навесил в штрафную, где не было ни одного игрока атаки. Как Березуцкий и Мандрыкин сотворили тот автогол – загадка.
А дальше мне стало страшно. ЦСКА пошел отыгрываться, но «Спартак» держался – откровенный слабая оборона с откровенно кошмарным вратарем косячили, но к 75-й минуте каким-то чудом продолжали вести. И вот очередной удар, очередной фэйл Баги, Семак бежит добивать и падает. Если бы я был болельщиком ЦСКА, то мне было бы стыдно за тот пенальти. Пересмотрите и убедитесь, как Семак толкнул Абрамидзе, а потом зацепился за его падающую тушу.
Я сидел и просто не мог дышать. Время тянулось предательски долго, а на 92-й тот самый Пестряков обрезал и позволил ЦСКА провести финальную атаку. Ярошик попер вперед, дошел до штрафной и ударил сквозь ноги Луизао – мяч отрикошетил и залетел за шиворот Баги.
Игроки ЦСКА в грязной форме устроили дикие пляски на динамовском болоте, но прямо как в фильме начался снегопад, а их было видно все хуже и хуже. Я ревел и не мог остановиться. Мы с родителями должны были ехать на день рождения мамы моего одноклубника из футбольной школы, но мне не хотелось никакого дня рождения. Хотелось просто лечь под одеяло и забыться. По-моему, все-таки поехал, но там точно было не до веселья.
Моменты той игры (автогол Березуцкого, пенальти на Абрамидзе и особенно гол Ярошика) часто просто рандомно всплывают повсюду: где-нибудь в магазине с кроссовками, в парикмахерской или на посадке в самолет. Мне сложно объяснить, почему именно этот матч, но, видимо, потому что он реально был первым сознательным. Возможно, это даже моя подростковая психологическая травма.
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/odukhevremeni/2758779.html