Сделка по покупке
владельцем Freedom Finance казахским олигархом Тимуром Турловым банка Kassa Nova у одного из самых влиятельных людей Казахстана Булата Утемуратова, может быть часть более крупного контракта. Это обычная практика не только для южной республики, но и почти для всего постсоветского пространства, когда приближенным к власти бизнесменам оказывается некая услуга, демонстрирующая лояльность и понимание правил игры, после чего «новичок» получает приглашение в «клуб», а там и более выгодные контракты.
Например, так было в 2007 году с продажей АТФ банка тем же Булатом Утемуратовым итальянской группе Unicredit за рекордные $2,3 млрд. Сумма сделки превышала собственный капитал банка в 4 раза, а объем токсичных кредитов был выше 40%. Банк очевидно лежал на боку и сторонним наблюдателям было непонятно, зачем платится такая огромная сумма. Ситуация стала проясняться через год, когда итальянская Eni получила не просто значительную долю в крупнейшем нефтегазовом шельфовом месторождении Казахстана, но и статус оператора проекта. В 2013 году Unicredit продал АТФ банк зятю крупного казахстанского чиновника Ахметжана Есимова за $490 млн.
Примерно так же Рашит Сарсенов помог избавиться от проблемного актива старшей дочери Нурсултана Назарбаева Дариге. В 2010 году она продала контролирующий пакет акций Нурбанка сестре Сарсенова Софье, после чего дела у бизнесмена, испытывающего до этого ряд проблеем со своими нефтяными активами, пошли в гору. Сейчас он официальный долларовый мультимиллионер, входящий в первую десятку Forbes Kazakhstan. И таких примеров в республике много.
Покупка Турловым Kassa Nova делает его бизнес более привычным и понятным для местного истеблишмента, стоящим за принятием ключевых решений в стране. С одной стороны акции и облигации, а с другой настоящий, хоть и маленький банк, который можно «пощупать». Эта сделка в очередной раз подтверждает ключевое правило ведения дел в Казахстане: чтобы стать успешным, ты должен платить дань (в форме денег или услуг) элите. По-другому она тебя не примет.