История с вывозом российских туристов из Черногории продолжает обрастать новыми подробностями. У нас, конечно, много вопросов к этому сумбурному рассказу (
https://www.fontanka.ru/2020/03/23/69045856/) — начиная с того, что колл-центр для пассажиров отмененных рейсов бесплатный, и заканчивая «открытым воздушным пространством». Но! Мораль басни в том, что в любой непонятной ситуации категорически нельзя добровольно требовать возврата денег. Потому что этот сценарий — самый удобный для авиакомпании. После возврата она вам ничего не должна, а вот вы за полученные деньги вряд ли куда-то улетите даже без всяких вирусов, потому что в день вылета обычно билеты значительно дороже, чем при покупке заранее. Если авиакомпания безальтернативно отменит рейс, на что она имеет право, то вам и так вернут деньги. А если не отменит? Тогда пассажиры с билетами улетят, а сдавшие — нет.
Воздушный Кодекс в статье 120 гласит: “За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы”. Причем речь идет о штрафе в пользу государства. Поэтому требовать компенсации придется в рамках общего законодательства, а именно, ст. 784 Гражданского кодекса РФ, согласно которой услуга перевозки предоставляется на основании договора (авиабилета), содержащего существенные условия её оказания, в т.ч. время отправления. Далее, в соответствии со ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги; отказаться от исполнения договора об оказании услуги. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
На практике это означает, что вы можете не только вернуть деньги, но и купить билет другой авиакомпании, за который вам будет полагаться компенсация, при этом также можно отсудить компенсацию, например, за пропущенный концерт или за невозвратную бронь отеля. Однако все это вам придется доказывать в суде, так что запаситесь нервами. “Уменьшение цены” – вопрос тоже в каждом случае индивидуальный, никаких фиксированных сумм здесь нет.