23 сентября 1999-го года, за пару месяцев до «Я устал, я ухожу», на Марс
упал космический корабль. Он беззаботно летел с Земли девять месяцев, но не смог сесть на поверхность, потому что в одной части программы приземления использовались фунты и футы, а в другой — килограммы и метры. Такого когнитивного диссонанса он не пережил. С тех пор инженеры НАСА используют
международную систему единиц, СИ. У них теперь даже градусник подмышкой показывает температуру в кельвинах.
Но если задача состоит в том, чтобы что-то объяснить, понять или запомнить, то по-прежнему вне конкуренции СЧИ — Система Человеческих Единиц. Ричард Фейнман, который расследовал
другую космическую аварию, не побрезговал в прямом эфире показать, как сжимается резина на холоде. Еще Фейнман писал, что если бы яблоко было размером с Землю, то атомы яблока были бы размером с яблоко. Фейнман знал толк в человеческих единицах измерения.
Истории мы запоминаем лучше, чем цифры. Человеческие единицы измерения превращают цифры в истории. В социальной статистике это работает так:
Оборот общественного питания в России не
1 434 589,1 млн. руб. в год — это мы в столовых, барах, кафе и ресторанах едим на 814 ₽ в месяц. А в Дагестане — на две пятьсот.
Число посещений музеев в России не
113 547 тыс. в год на тысячу человек — это мы ходим в музей раз в 9,5 месяцев.
Я засыпаю посередине фразы «
численность работников государственных органов и органов местного самоуправления». Просто из 100 граждан, занятых в экономике, 5,92 — чиновники. А в 2000-м году было 3,17.
Россияне пусть пьют
780 572,6 тысяч декалитров пива (кроме коктейлей пивных и напитка солодового) в год, но ведь понятней, что это 1,25 литра пива в неделю на взрослого человека. И 130 грамм водки сверху.
Средняя зарплата средней женщины, может, и составляет
72,6% средней зарплаты среднего мужчины, но мне больше нравится мысль, что зарплата у нее такая же, но обедает она через раз, а по пятницам работает бесплатно. Для загадочной своей женской души.
Некоторые примеры должны показаться чересчур драматичными или нелепыми. Это нормально, так это и работает. На одной стороне спектра — сухие цифры, на другой — манипуляция. Какой оттенок выбрать, приходится решать каждый раз заново, в зависимости от контекста, цифр, собственного чувства прекрасного и инфантильности. Но то, что конторские служащие сейчас тотально закрасили всё в хаки — решительно неправильно.