В четверг меня переехал танк
Делаем сайт для школы дизайна. Всё идет по плану: первый драфт текста, второй драфт текста, первые макеты. Но тут заказчица присылает письмо: «Мне пока совсем не нравится, то что у нас получается». Ок, назначили созвон.
На созвоне нас знакомят с женщиной, которая раньше не участвовала в проекте. Она начинает разговор со слов: «Да что вы мне дизайн показываете?! Такой говеный текст ни чем не спасти!» Потом про мою элементарную неграмотность; «если бы вы хотя бы поинтересовались тем-то, то вы бы поняли то-то»; «вы хотя бы знаете, чем слово «томат» отличается от слова «помидор»? Тем, что одно из них безграмотное». В общем меня учат, экзаменуют и отчитывают, как девочку. И эта женщина — одна из идеологов школы, ее мнение важно, и именно она лучше всех может понимает концепцию школы. Адище.
К концу разговора удалось сменить тон — кажется, мы стали друг другу интересны. А на следующий день я уже ехала в плацкартном вагоне — в Питер, знакомиться с заказчиками лично. Сейчас я сижу дома у той женщины, готовлюсь к переговорам.
+++
Если заказчик говорит, что «всё вообще плохо», это значит только, что он паникует. В таком случае надо сделать две вещи: остановить атаку и успокоить — с этого начнется собственно разговор.
Чего делать не надо:
1. Нападать в ответ. «Да вы сами-то знаете, что…»; «А почему вы нам сразу не сказали, что…» — так собеседник решит, что вы хотите просто назначить его виновным и ничего не исправлять. Это только усилит его панику.
2. Оправдываться. «Ну я не знала, мы на это бюджет не закладывали» — заказчику пофиг на оправдания, он хочет хороший результат.
3. Спорить про частности. «Вы не правы, помидор — тоже литературное слово». Не нужно мельчить, важно понять корень проблемы, тогда все мелкие придирки отпадут сами собой.
4. Раздувать щеки. «Воу-воу, я вообще-то крутой редактор, а не студентка на бирже контента». Обидно, когда тебя учат делать твою работу. Но если начнешь размахивать медальками, результат будет хреновый — человек подумает, что ты не собираешься ничего исправлять, и запаникует ещё сильнее.
5. Игнорировать нападение. Многие думают, что конструктивные переговоры — не место для чувств. Но если вас задевают и обесценивают, это нельзя терпеть. Просто это убивает вашу самооценку, жрет ресурс — никакой проект этого не стоит.
Хотя не надо нападать, оправдываться, спорить про мелочи и раздувать щёки, но ответить надо обязательно.
Я начала ответ со слов «Хочу поделиться своими эмоциями» — это всех удивило и заинтересовало. Дальше я сказала: «У меня чувство, что меня экзаменуют, ставят под сомнение мою компетентность и пытаются задеть. Из-за этого мне сложно настроиться на рабочий лад. Наша проблема в том, что задачу ставили одни люди, а принимают работу другие. Я выполняла одну задачу, а теперь оказалось, что задача другая. Ничего страшного — я могу понять новые нюансы и сделать второй подход. Но я не смогу этого сделать, если буду чувствовать агрессию. Я понимаю, вы любите свое дело и боитесь, что я вам всё испорчу. Я бы на вашем месте тоже боялась. Но не волнуйтесь: я постараюсь вас понять и сделать работу, как вы хотите. А если не смогу, то помогу найти себе замену».
Это повернуло переговоры на 45 градусов. Супер-важно:
- Я признала, что готова менять подход, посмотреть на задачу принципиально иначе — не буду настаивать на своем решении и поищу новое.
- Я не оценивала их действия, а только говорила о своих чувствах: не «вы меня обижаете», а «меня задевают такие слова». Не они неправильно ведут переговоры, а просто мне некомфортно в таких условиях. Если вы будете говорить «Почему вы кричите? Не смейте на меня кричать!» — это вызовет обратную реакцию: «Ты нам портишь проект и ещё ругаешь за то, что мы не тем тоном об этом сообщаем?!»
- Я оставила им право на «нет». Не «где вы ещё найдете редактора, готового в такие сроки / за такие деньги…», а «вы всегда можете найти другого — я вам в этом даже помогу».