НАТО не обязательно должно стягивать солдат и тяжелую технику на границе с Россией/в странах, имеющих с ней союзнические отношения, для того, чтобы восприниматься как угроза военной безопасности РФ. Для проведения мероприятий *исключительно оборонительной направленности* можно оказать содействие пограничным с Россией странам в укреплении их киберпотенциала. Дать ориентиры для нормотворчества, готовить кадры, осуществлять межгосударственное взаимодействие, дарить технику
Осенью 2020 года была завершена начатая на рубеже 2016 года программа создания Центра кибербезопасности для ВС Монголии. На высокой стадии готовности завершение аналогичного проекта для армии Молдавии
Подобные Центры кибербезопасности в интересах армии, полиции и гражданских ведомств, функционирующих по стандартам НАТО, реализуются в рамках программ "Наука ради мира и безопасности" (SPS), в случае Восточной Европы реализация осуществляется в рамках совместной программы ЕС и Совета Европы "CyberEAST". Вполне очевидно, что участвующие в программе Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия, Украина будут больше ориентироваться на стандарты НАТО и Евросоюза потому что
а) они активно осуществляют такую работу
б) ниша как минимум законодательной базы, связанной с кибербезопасностью на пространстве СНГ достаточно свободна
К слову, единого законодательства в области кибербезопасности на пространстве СНГ не сформировано. Отдельные попытки гармонизировать подходы к ИБ предпринимались в рамках ОДКБ, но членов в Организации все же меньше, чем в СНГ в целом Модельные законы, затрагивающие вопросы информацизации и цифрового развития, есть, но каждое государство, входящее в Содружество, оставляет за собой право имплементации положений результата модельной законотворческой деятельности