Size: a a a

Зеленая книга

2020 July 18
Зеленая книга
​​Не надо спешить или надо не спешить?Не надо спешить или надо не спешить?

Проблема в том, что вовремя не получается как раз потому, что зная о возможности изменения самого задания, или смены дающего задания, выполнять его сразу точно не стоит.

Ну а если придётся выполнять, то сделают в спешке.

Так что или ишак умрет или падишах, но может улучшиться только в одном - в любви к процессу. О результатах в обоих случаях - волокита или смешка - говорит не приходится.
Он просто есть. Точка.

https://t.me/grbook/846
источник
2020 July 19
Зеленая книга
Во Франции Грегори Дусе —первый избранный "зеленый" мэр такого большого города, как Лион, третьего по величине города Франции. Но он не единственный. Бордо, Страсбург, Пуатье — все эти французские города перешли в руки экологистов. "Зеленая" волна приходит на фоне серьезного экономического кризиса, в то время как глобальное потепление никогда не было настолько очевидным. Теперь зеленые должны доказать, что они могут менять ситуацию не только на местах, но, возможно, и в европейском масштабе.

В интервью каналу Euronews, чья штаб-квартира находится в Лионе, новый мэр-экологист рассказал, как можно изменить ситуацию в Европе, преображая города.
источник
2020 July 21
Зеленая книга
Жуткий текст. Жуткие фотографии. Девальвация каждодневной жизни людей, общественного устройства, власти, совести.
Репортаж журналистов Новой газеты из Норильска. Отголоски мы видели в новостях, а тут изнутри. Вот на этот ад надо ставить гриф 18+, вот это растление и жесткий контент.
Кто еще сомневался, теперь экология - бремя навсегда.

https://novayagazeta.ru/articles/2020/07/14/86265-rzhavchina
источник
Зеленая книга
Новость дня, конечно, это установление целей по сортировке 100% отходов и захоронению не более 50% отходов. Очевидные вопросы: это или мало? Возможно ли этого достичь, и если да, то как?

Это более высокие показатели, чем в США. Так что да, это много. Придется сортировать и использовать отходы лучше, чем с этим справляются в США сейчас.

100% сортировки. Уже сейчас федеральной схемой обращения с ТКО, которую так ругают непричастные к процессу, предусмотрено создание мощностей по сортировке более 80% ТКО (на самом деле, почти 90%) к 2024 году. Остаются только удаленнные территории, на остальных везде будет сортировка. А для удаленных населенных пунктов тоже нужен раздельный сбор. С его тотальным внедрением и строительством запланированных сортировок задача будет решена, и для этого не надо ждать 2030 года.

В части захоронения все сложнее, сильно сложнее. Сейчас целевые показатели для крупных сортировок - 15% вторичных ресурсов, 25% компоста и 15% твердого топлива из отходов. Но крупные сортировки будут не везде, а на маленьких объектах такие производства создавать нет смысла. Поэтому резерв - в раздельном сборе и выборе большего количества ВМР, в расширении использования твердого топлива и в строительстве мусоросжигательных заводов. И, собственно, главный вопрос в том, сколько на это выделят денег - повторюсь, нам за 10 лет надо догнать и перегнать Америку. Где еще мы ставим себе такие цели?
источник
Зеленая книга
Инвестиционная надбавка как сущность умерла вместе с 210-ФЗ, но ряд регионов продолжал применять ранее установленные надбавки, что законодательству не противоречит. В части тарифов все в 89-ФЗ понятно и нормально, проблема только в том, что инвестиции попадают под предельный индекс, и вот вам задачка - сколько денег вы сможете привлечь в строительство инфраструктуры (например, полигона) при отсутствии в тарифе инвестиционной составляющей и росте тарифов темпом ниже инфляции?

https://t.me/greenserpent/8546
Telegram
«Зелёный» змий
☝️#мнениеэксперта Тема тарифов всегда остается чувствительной для граждан. Особенно это проявляется в отношении тарифов на ТКО, реформа обращения с которыми началась в 2019 году. Продолжается непростой процесс адаптации всех участвующих сторон: населения, региональных операторов, нерегиональных операторов, региональных властей и пр. Иногда это выливается в противостояние, которое переходит в судебные разбирательства.

Недавно суд признал недействующим распоряжение комитета по ценам и тарифам Московской области от 31 мая 2017 года № 84-Р «Об установлении надбавок к тарифам на услуги по захоронению твердых бытовых отходов на 2017-2018 годы», руководствуясь тем, что «все использованные в обоснование инвестиционной программы цены взяты из коммерческих предложений, что не предусмотрено действующим законодательством»: https://clck.ru/PnkSB

Случай сам по себе — беспрецедентный. Но если разбираться в нововведениях Федерального закона № 458-ФЗ, это не такая уж выходящая за рамки ситуация.

Отметим, что главой V.I…
источник
2020 July 22
Зеленая книга
Помимо норм 89-ФЗ, которые весьма рамочные, есть и Основы ценообразования в сфере обращения с ТКО, утвержденные Правительством, а также методика, утвержденная ФАС. Нельзя сказать, что эти документы без проблем. Например, есть ограничение расходов на приоберетение контейнеров в 1%, учет собираемости платежей в 2%,  и еще большое количество всяких деталей. Вместе с тем, эти документы весьма стандартные и похожи на свои аналоги в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и пр. Проблема во многом - в правоприменении, в том, какие расходы органы регулирования принимают как обоснованные, а какие - нет. Есть проблемы и с обоснованием затрат, которые региональные операторы заносят в органы регулирования. Поэтому так важна работа по созданию "эталонных" тарифов, основанных на единой системе удельных показателей, на расчетах схемы движения отходов, на выверенной информации о количестве образующихся отходов. Так что наличие нормативной базы не означает, что работа закончена, наоборот, во многом она только предстоит.

https://t.me/greenserpent/8569
Telegram
«Зелёный» змий
@grbook, очень трудно согласиться с вашим мнением, что с тарифами в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» всё «понятно и нормально».

Например, читая статью 24.8 данного закона, может возникнуть впечатление, что в России существует дифференциация тарифов применительно к различным операциям с отходами. Однако это иллюзия. Нет никакой дифференциации, которую Комитет по политике в области охраны окружающей среды ОЭСР считал бы одним из основных катализаторов экологически обоснованного обращения с отходами. Установленный тариф — един и неделим.

Стоит ещё сравнить общую финансовую модель 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (который негативно зарекомендовал себя при обращении с ТБО и уже не действует), попытавшись найти отличия с 89-ФЗ. Однако никаких отличий нет: кроме того, что во втором случае появилась так называемая расширенная ответственность производителя/импортера (но в домовладения она пока не пришла).

Следует согласиться с @grbook, что без решения инвестиционного…
источник
2020 July 28
Зеленая книга
Минпромторгу на заметку. У нас же тоже есть утилизационный сбор…

https://t.me/Reddit/10591
источник
Зеленая книга
Аналитики оценили издержки российской экономики в случае введения в ЕС пограничного углеродного налога на углеродоемкий импорт. Его введут в конце 2021 - начале 2022 годов

👉 Россия до сих пор игнорирует заявления ЕС об ужесточении углеродного регулирования уже более десяти лет.  А вот Китай - нет.

Прямые потери экспортеров РФ в BCG оценивают на уровне $3–4,8 млрд в год. Эти оценки учитывают потери лишь тех поставщиков товаров и услуг, которые включены в европейскую схему торговли квотами на выбросы парниковых газов.

🤦🏻‍♂️ Декларативное (и откровенно наплевательское) отношение к экологическим вопросам еще больше загонит российскую экономику в тупик

https://www.kommersant.ru/doc/4433491?from=main_10
источник
Зеленая книга
Ну что ж, спасибо пытливым читателям за вопросы.
По порядку – как отличить ТКО (то бишь, обычные отходы) от ОИТ (отходов от использования товаров)? Конечно, самый простой ответ – воспользоваться советом С.Г. Радионовой и оперировать исключительно официальной статистикой, которая в полном объеме выложена на сайте Росприроднадзора. Здесь, правда, возникает проблема – статистика имеет мало отношения к действительности. Поэтому приходится собирать информацию из разных источников. И если по части ТКО картина становится все более и более ясной, то по части ОИТ никакой надежной информации нет. Естественно, что в этих условиях в ход идут запросы в ассоциации, регионы и пр. Про теоретические вопросы – чем, например, ВМР (то бишь, вторичные материальные ресурсы) отличаются от ОИТ я вообще не говорю.

Про утилизацию 2,5-3 млн. тонн макулатуры из ТКО. Обращу внимание, что это объемы, которые планируется отобрать из отходов, в том числе, в результате раздельного сбора. Задача непростая, но думаю, что адекватная.

Должны ли быть в федеральной схеме металлургические заводы и ЦБК (на самом деле картонные фабрики)? В схеме необходимо прослеживать всю цепочку движения отходов до превращения их в сырье (товар), поскольку только так можно понять была ли утилизация реальной или липовой, рисованной.

Нужно ли субсидировать расходы на транспортирование вторички? Да, конечно. И в данном случае субсидия – это часть экологического сбора, которая целевым образом отправляется на эти цели. Заставлять производителей товаров заключать прямые договоры с региональными операторами – это хаос, не известный мировой практики. Общепринятый метод состоит в том, что производители платят Оператору РОП, а он оплачивает расходы региональных операторов.

https://t.me/wasterop/166
Telegram
РОП-Наше Все
Еще одна презентация ППК РЭО для рабочей группы по РОП.⬇️
Тут информация об имеющихся мощностях, точнее о тех, которые ППК РЭО удалось найти, по  утилизации отходов от использования товаров. И информация об образовании и морфологии твердых коммунальных отходов.
Тут конечно смешалось «теплое» с «мягким». И ТКО, и отходы от использования товаров в одном флаконе. Ну, никак не хочет ППК РЭО четко и однозначно разделять эти понятия. Количество отобранного  ВМР из ТКО чередуется с объемами  Ассоциаций по утилизации отходов от использования товаров.  Да никогда макулатурщики не утилизируют заявленные 3 миллиона тонн картона и бумаги, отсортированных из ТКО в 2024 году, все уже видят качество такого сырья.
Тем более, дальше прямым текстом указывается, что только раздельный сбор позволяет получить чистую макулатуру. То есть она априори не должна попадать в ТКО.

РОП только для объектов в федеральной схеме.
Это что, там будут металлургические, целлюлозно-бумажные и другие комбинаты. А зачем?
Если для информации, то чем…
источник
Зеленая книга
Конечно, правильнее говорить, что 180 млрд. руб. за отходы заплатило не население, а потребители услуг региональных операторов (на юрлиц приходится около трети этой суммы). Сути это не меняет. В рамках коммунальных платежей финансируется в десятки раз больше расходов, чем производителями товаров в рамках РОП. Ну а по поводу того, что макулатура - не ТКО, прямо скажем, надо серьезно поработать надо понятиями в 89-ФЗ. Совершенно очевидно, что есть два пути движения отходов:
1. через региональных операторов;
2. через заготовителей.
Сбор отходов заготовителями в законодательстве не описан никак, поэтому и возникают вопросы, что к ним попадает - ТКО, ВМР, ОИТ? Много вопросов к учету этих отходов - например, должны ли они учитывать в терсхемах в составе отходов, производимых потребителями? Как учтены эти отходы в показателях федерального проекта? и пр.

Тезис же о том, что бизнес прекрасно справляется с макулатурой и никакие дополнительные платежи не нужны, боюсь, не вполне состоятелен - переработчики макулатуры определенно видят потенциал и в увеличении объемов переработки и в необходимости увеличения ставок как единственном инструменте, который может заставить переходить от использования первичного картона к использованию вторичного. Поэтому рост платежей за РОП определенно будет - главное, чтобы все понимали, куда идут эти деньги и видели, что расходуются они эффективно

https://t.me/wasterop/168
источник
Зеленая книга
Предложение о замене топлива из нефти на газ в Арктике отсылает нас к аварии в Норильске. Но все же понимают, что нефть к аварии не имеет никакого отношения - проблема в том, что емкость ржавая, не ремонтировалась годами, в том, что ответственности за нарушения нет, в том, что олигарх купил власть. Будет газ - с таким подходом и с газом что-нибудь случится обязательно. Ну а замена нефти на газ обойдется в такую копеечку, что на эти деньги можно было бы всю инфраструктуру отреставрировать. Вряд ли можно это предложение рассматривать всерьез, а раз так, то такое же отношение формируется и к самому общественному совету

https://t.me/energytodaygroup/9528
источник
2020 July 30
Зеленая книга
#отходы #РОП #опрос #РЭО
"Российский экологический оператор" по инициативе вице-премьера Виктории Абрамченко провел опрос среди участников рынка о реформе механизма расширенной ответственности производителей (РОП) за отходы товаров и упаковки.
https://www.kommersant.ru/doc/4434635
источник
Зеленая книга
Пока телеграмм рассуждает о судьбе Макрушина и Гудкова, работа идет своим чередом. Сегодня федеральная схема обсуждалась с ХМАО и Ставропольским краем, а это значит, что всего обсуждение прошло с 64 регионами. За эти ВКС, я бы сказал, получен бесценный опыт погружения в происходящее в регионах. С головой. И вряд ли вас удивит итог - регионы очень и очень разные. Есть те, кто очень хорошо понимает картину и имеет четкий план действий. Есть и прямо противоположные примеры. В любом случае, согласование федеральной схемы - это, по сути, первый такой опыт взаимодействия с регионами, который очень полезен для всех.

Но, пожалуй, главное публичное событие дня - обсуждение #РОП в Минэкономразвития.

В целом позиции участников досточно понятны и прогнозируемы:
- общая поддержка инициатив по отмене НДФЛ и обнулении НДС при работе с вторичкой;
- общее понимание того, что платежи граждан в части раздельного сбора должны финансироваться частично или полностью за счет РОП;
- необхдимо устранять различные ограничения на работу со вторичкой, создаваемые СанПиН, ГОСТ и пр.;
- необходимо создавать специальную систему для сбора таких отходов, как шины, электроника, батарейки, лампочки и пр.

На мой взгляд, самое интересное в обсуждении - это роль и участие в РОП торговых сетей. Тема становится только острее с ростом электронной торговли. С одной стороны, сети - основные поставщики вторички, с другой стороны - они никак формально не участвуют в системе и определенно их потенциал по сбору отходов не раскрыт до конца.
Telegram
«Зелёный» змий
#нампишут Тучи сгустились не над Макрушиным, а над самим Гудковым. Если сейчас он не покажет результат работы за полгода своего начальствования, в сентябре Илью точно снимут, да ещё и весь «Российский экологический оператор» оптимизируют.

А работу показать сложно, когда не доверяешь своим подчиненным. Вот он и пытается найти крайнего. Но в этом виноват только сам Гудков: в отсутствие правовых оснований он считает федеральную схему обращения с отходами аж «Библией ТКО». Хотя она не стыкуется с территориальными схемами, и процесс интеграции идёт очень медленно. Региональные чиновники не просто против — они откровенно «посылают» РЭО с его картинками. Госкомпания же не знает, что реально происходит в субъектах Федерации. Вот и результат.

Следующим объектом «для битья» должен стать стратегический блок — ведь Стратегия РЭО так и не появилась, а срок её утверждения был в феврале (!) 2020 года.
источник
Зеленая книга
Уже завтра (пятница) в 13:00 замгендиректора РЭО Алексей Макрушин проведёт вебинар на тему «ТКО и СанПиН — актуальные вопросы и проблемы»

Алексей обсудит положения СанПинов, проблематику и предложения по исправлению норм, которые не соответствуют практике и мешают развитию сферы обращения с отходами. Также затронет тему контейнерных площадок, раздельного сбора , время вывоза ТКО и т.д.

Традиционно вы сможете задать вопросы прямо во время вебинара. Он пройдёт на нашем YouTube-канале:  https://www.youtube.com/c/ППКРЭО
источник
2020 July 31
Зеленая книга
Здесь надо дать некоторое уточнение к информации @greenserpent. Новичком в законодательстве является именно ГИС УТКО, которая появилась в 225-ФЗ год назад, а до этого упоминалась в Указе №8, которым создан ППК РЭО с требованием создать ее к 1 января 2020 г. (собственно, главная проблема и заключается в неисполнении Указа Президента). Отметим, что в свое время Логинов костьми лег, чтобы забрать эту систему у Буцаева и оператором ГИС УТКО на уровне закона закреплено Минприроды, что не позволяет передать эту функцию ни Росприроднадзору, ни ППК РЭО. Проблему запутывает еще и то, что электронная модель федеральной схемы является ГИС УТКО, но федеральную схему с электронной моделью разрабатывает ППК РЭО.

Постановление с требованиями к ГИС УТКО не утверждено, при этом, полагаю, главной проблемой является согласование расходов на ее создание и выделение денег, особенно с учетом того, что деньги федерального проекта по строке «Создана единая государственная система учета отходов и федеральная схема обращения с ТКО» были год назад были законтрактованы на модернизацию ЕГИС ОИТ, которая предназначается для контроля за реализацией РОП и появилась в 89-ФЗ в 2014 году (задачи по учету отходов на основе федеральной схемы и реализации РОП хотя и в чем-то пересекаются, но по сути своей разные, что и закреплено в законодательстве). Соглашусь с @greenserpent, что ЕГИС ОИТ – это краеугольный камень для РОП, ведь государство должно иметь и перечень организаций, утилизирующих отходы, понимать, сколько актов утилизации выпущено, кто отчитался этими актами за утилизацию отходов, ну и далее по списку.

По факту на текущий момент имеется федеральная схема с электронной моделью (кто бы что ни писал про систему, она есть, работает и активно обрастает функционалом), которая часть ГИС УТКО, но без самого ГИС УТКО, и модернизированная ЕГИС ОИТ, о текущем состоянии которой пока очень мало чего известно – собственно, самое время разобраться в происходящем и разрубить гордиев узел.

https://t.me/greenserpent/8657
Telegram
«Зелёный» змий
☝️Вице-премьер Виктория Абрамченко потребовала от Минприроды уже в понедельник продемонстрировать, как именно будут работать единые государственные информационные системы учёта отходов от использования товаров (ГИС УОИТ) и учета твёрдых коммунальных отходов (ГИС УТКО).

Разумеется, в столь сжатые сроки поручение госпожи Абрамченко исполнить невозможно, ибо у чиновников ещё «конь не валялся». Но если с момента внесения в Закон об отходах статьи про ГИС УОИТ прошел год, то правила создания, эксплуатации и модернизации ГИС УТКО были приняты аж пять лет назад. Функционалы двух систем до сих пор не выстроены, хотя область их применения идентична примерно на 60% (лишь органические отходы, присутствующие в ТКО, не позволяют системам полностью совмещаться).

Всё упущенное время операторы обеих недействующих систем (соответственно, Минприроды и Росприроднадзор) потратили на выяснение, как они будут взаимодействовать и кому передать головные функции. Если их заберёт вялотекущее министерство, то внедрение ГИС УОИТ будет…
источник
2020 August 02
Зеленая книга
Спорт и экология — отличное сочетание, которое поддерживает РЭО!

Сегодня наш замгендиректора Алексей Макрушин  принимает участие в полумарафоне «За Бег!». Он проходит по всей России, на площадках установлены баки для раздельного сбора отходов. Отличная инициатива! 💪🌱
источник
Зеленая книга
источник
Зеленая книга
источник
Зеленая книга
Вас ждет большая ПРЕМЬЕРА! Первый в Рунете проект о сфере обращения с ТКО! ♻️
Уже завтра!
3.08.2020

#ГОЛОСАРЕФОРМЫ
#СТРАНАРАЗДЕЛЯЕТ
#РЭОРАЗДЕЛЯЕТ
#РЭО

P.S. Подписывайтесь на канал, чтобы увидеть первыми — https://bit.ly/2DolofJ
источник
2020 August 03
Зеленая книга
#отходы #инфраструктура #ТКО #Минприроды
♻️ Федеральную схему обращения с отходами планируется утвердить к концу 2020 года. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко. Создание единой госсистемы, куда войдут все объекты «мусорной» инфраструктуры и маршруты перемещения отходов, позволит в том числе сформировать справедливый тариф для населения. Как рассказали «Известиям» в ОНФ, схема будет дополнена расчетами о снижении платы благодаря межрегиональному взаимодействию, которое позволит оптимизировать логистику. Также в ОНФ предложили включить в схему данные о возможности увеличения мощности полигонов. Эту идею поддержали в Минприроды — регионам не хватает действующих мощностей.
https://iz.ru/1041436/maksim-khodykin/otkhody-ot-kassy-platu-za-vyvoz-musora-sniziat-po-federalnoi-skheme
источник