Экспертиза «ШК»
ОБЩЕЕ МЕЖДУ ДОЖДЕВЫМИ ЧЕРВЯМИ И БЮРОКРАТАМИ
Радуйтесь люди добрые!, - объявил губернатор Радаев. – С нового года мы начинаем сокращение чиновников.
Работа предстоит вынужденная. В рамках кампании, развёрнутой с федерального уровня. Там сказали, что нужно сократить 5-10%. В регионах будут придерживаться этих цифр. Наверху не скрывают, что сокращать будут в основном вакансии. Значит – жди того же на местах. Даже смешно, что для такого плёвого дела в Саратовской области собрали аж целую комиссию из первого эшелона управленцев. Всерьёз рассуждать о чиновничьих сокращениях можно лишь в том случае, если задача ставится не в %, а в ликвидации избыточных функций, которые нахватала себе власть. Вот, например, в региональном правительстве есть комитет по обеспечению деятельности мировых судей. И в нём работают сотни чиновников.
Другой пример – про здравоохранение. В 1995 году им в регионе занимались 50 человек. Сейчас – почти в 10 раз больше. «Они размножаются, как дождевые черви», - сказал про госуправленцев отдыхающий сейчас от губернаторских трудов Дмитрий Аяцков. Не лучше обстоят дела и в саратовской мэрии. Там на днях гордились сокращением замов Михаила Исаева с семи до шести. Хотя достаточно мельком глянуть на структуру администрации, чтобы одним росчерком пера убрать ещё двух. Ну зачем главе администрации в сегодняшних непростых бюджетных условиях зам по стратегическому планированию? Да и некорректно делегировать эту функцию заму. Аналогичные чувства вызывает и зам по взаимодействию с органами госвласти.
У Исаева вообще очень пофигисткий подход к кругу своих обязанностей. Он типа за всё отвечает, а на самом деле ни за что. Вот открываю структуру городской администрации времён гонимого ныне Алексея Прокопенко. В ней непосредственно под ним находятся комитет по финансам, по правому обеспечению, по общественным отношениям, защита населения от ЧС и делопроизводство. Почему сейчас не так? Откуда взялась эта мода на делегирование всех полномочий, под которые снова и снова требуется увеличивать штат? Не знаю, как в других регионах, но в Саратовской области заместители – наше всё. У нас в школах у директоров по семь заместителей. Вместо привычных замов по учебной работе, по воспитательной работе и по хозчасти.
Недавно в Саратове приняли волевое решение сократить по одному заму у директоров школ. Ежемесячная экономия для бюджета – 3 млн рублей. 36 млн в год. В будущем. Сначала ведь сокращённым нужно выплатить компенсацию из бюджета. Грубый подсчёт компенсационных выплат сокращаемым чиновникам тоже не радует. По закону труженики региональной власти сначала получают компенсацию денежного содержания за 4 месяца, а если дальше пойдут трудоустраиваться через биржу, то могут рассчитывать ещё на два оплаченных месяца. Берём среднюю стоимость чиновника в регионе в 50 тысяч рублей, умножаем на 230 предполагаемо сокращённых, получаем 69 млн рублей.
Да, возможно, потом это обернётся такой же экономией. Но куда пойдут эти деньги? В былые времена об этом громко объявляли. Например, губернатор Павел Ипатов, сократив чиновников, однажды добился годовой экономии в 180 млн рублей. И платил из них губернаторскую надбавку к зарплате работников детских садов. Нынешнее первое лицо области Валерий Радаев про экономию молчит, как рыба в пироге. Знает, что её не будет? Уже придумывает новые должности, чтобы трудоустроить нужных человечков?
В 2016 году Саратовскую область хвалили за то, что на 10 тысяч населения она содержит менее 8 человек в госуправлении. В 2020-ом показатель увеличился до 10.
Ольга Копшева, Саратов