Наблюдаю у себя в ленте такой парадокс. Те же самые люди, что еще полгода назад строчили пост за постом на тему “человечество - это рак планеты Земля”, “хорошо бы люди вымерли, перестав загрязнять природу и мучить другие виды”, так вот - эти же самые люди сейчас обеими руками поддерживают карантин и выступают за максимальное ужесточение мер безопасности.
Стоп. Тут есть логическое противоречие. Вы же еще вчера ратовали за вымирание человечества, так казалось бы, вы радоваться должны происходящему?
Но это противоречие возникает только, если подходить к вопросу логически. С психологической же точки зрения этот феномен достаточно прозрачен. Жизнь, как это было известно еще Будде, полна боли, крови и страданий - это ее неотъемлемая сущность. Неизбежно, что у массы людей (хотя кого мы обманываем, все через это проходят) кровавая сущность жизни вызывает протест против Бытия как такового.
Казалось бы трудносочетаемые друг с другом вещи, такие как желание погибели человечеству и одновременно требование ужесточения карантина, представляют собой выражение одной и той же эмоции. Выражение протеста против жестокости Бытия. И в частности против жизни, полной страданий, и ведущей к смерти.
Интересно, в какой степени ужас современного человека перед смертью вызван улучшением качества и продолжительности жизни, а в какой - секуляризацией общества и постепенным угасанием авраамических религий?
Авраамический культ учит ни на минуту не забывать о том, что ты смертен и всегда иметь эту перспективу ввиду. Вспоминается Сулейман Кануни, который после победы при Мохаче ночевал в открытой могиле, чтобы напомнить себе о бренности и скоротечности своего существования. Современный же секулярный пост-христианин о смерти особенно не задумывается. А потому, когда он сталкивается с реальным риском гибели лицом к лицу, его охватывает паника и он теряет всякую способность к рациональному поведению.
Любопытно, к каким еще последствиям приведет секуляризация общества и смерть авраамических ценностей? Я лично ставлю на угасание экспериментальной науки. Вполне вероятно, что в пост-авраамическом обществе она станет принципиально невозможна и этот институт умрет.