
Тихо и незаметно (как всегда в таких случаях) проскочила никому уже не интересная новость. Офис уполномоченного по вопросам информации, подчиняющийся напрямую британскому парламенту и госдепартаменту информационных технологий, закончил трёхлетнее (!) расследование «русского вмешательства» в референдум по брекситу.
Речь идёт о деятельности частной британской аналитической компании Cambridge Analytica, которая с помощью своих якобы манипулятивных рекламных технологий в соцсетях сперва помогла Дональду Трампу стать президентом США, а затем «убедила» британских граждан проголосовать за выход Великобритании из состава Евросоюза. ОК, но при чём здесь русские?
Cambridge Analytica использовали в работе приложение, разработанное молодым профессором Кембриджского университета Александром Коганом. Коган — русскоговорящий эмигрант родом из советской Молдавии, который в возрасте семи лет перебрался с семьёй из России в США. Так как в руководстве Cambridge Analytica до 2016 года числился не кто иной, как экс-советник Трампа Стив Бэннон, а сам Коган, по некоторым данным, до сих пор поддерживает деловые и личные контакты с Россией, то продолжить логическую цепочку несложно: за спиной компании замаячила пугающая тень здания на Лубянке. Звучит дико, но этого хватило, чтобы запустить полноценное расследование под эгидой британского госдепартамента информационных технологий в отношении «неправомерных» действий Cambridge Analytica.
И вот трёхлетние труды окончены, перелопачены терабайты информации, проедены деньги британских налогоплательщиков — вердикт: британское государство не нашло доказательств стороннего вмешательства в организацию брексита. В опубликованном на сайте организации отчёте сказано, что SCL Group («родительская» компания Cambridge Analytica) в своей работе использовала «общедоступные технические процессы и технологии», следовательно, не может быть привлечена к ответственности.
Разумеется, никаких выводов (тем более извинений) сделано не будет. Западные державы как ни в чём не бывало продолжат замазывать свои бездарные политические ошибки (каковой и стал брексит) толстым слоем «русского вмешательства». Остаётся надеяться, что когда-нибудь у британских граждан сформируется коллективный иммунитет на любые упоминания в СМИ темы «руки Кремля»