🇷🇺📊👷♂️
Характерный материал о текущей ситуации в миграционной политике на примере Приморского края.
Как известно, население Приморья быстро сокращается: люди уезжают в центральные регионы и на юга, и просто потихоньку вымирают: в 2010-2020 гг. население Приморского края уменьшилось на 60 тысяч человек. Впрочем, это в 3 раза меньше показателей 2000-2010 гг., когда регион потерял чудовищные 184 тысячи жителей.
По данным регионального МВД,
сейчас в Приморье официально находится ~41 тыс. иностранных граждан. Большинство из них – узбеки, таджики и киргизы. 93% приехали в регион в поисках работы. При этом в Приморье официально проживает ~900 тыс. экономически активных граждан России. Соответственно,
доля иностранных мигрантов на региональном рынке труда составляет всего 4%. Т.е даже в депрессивном и вымирающем Приморье цифры резко контрастирует с расхожим утверждением, что «в России никто не работает, везде мигранты трудятся».
Дальше начинается адок. Представитель местной узбекской диаспоры заявляет, что
власти РФ уже четвертый год не могут согласовать с Узбекистаном порядок организованного набора трудовых мигрантов:
«По сей день не создана такая организация, которая бы систематически занималась въездом мигрантов. Не формируется прогноз о въезде узбекских граждан на работу, в частности, в Приморье, не существует понимания, в какие отрасли требуются работники, а где их переизбыток. До 2020 года, пока не вспыхнула пандемия коронавируса, в Приморье въезжали все, кто пожелал».
Проще говоря, политика бесконтрольной миграции при действующих ограничениях на трудоустройство гарантировано создаст взрывоопасную ситуацию, когда толпы безработных равшанов от безысходности пойдут в криминал и терроризм. Почему-то даже узбеки это понимают, а российские власти – нет. Что не мешает сокрушаться
растущим цифрам неприязни к мигрантам и клеймить в этом русский фошызьм. Люди уже дважды два сложить не могут.
Самый главный момент, на наш взгляд, изложен в конце статьи: с момента развала СССР
в стране так и не восстановили профориентационные программы между работодателями и учащимися техникумов/училищ. В настоящий момент на федеральном уровне таких программ фактически нет. Отсюда и нехватка трудовых ресурсов в реальном секторе экономики при сохраняющейся безработице.
Напрашиваются два направления действий, которые легко масштабируются на всю страну:
1. Полномасштабное реформа миграционной политики с введением отраслевого цифрового контроля в отношении каждой страны-импортера рабочих ресурсов: в какой регион, на какой объект, сколько людей, из какой страны и на какой срок.
2. Возрождение профориентационных программ на федеральном уровне. Создание электронного реестра с привлечением образовательных организаций и отраслевых предприятий по схожей схеме: в каком регионе нехватка людей, на каком объекте, сколько людей, каких специальностей и на какой срок.
Ресурсы для реализации подобных инициатив в стране совершенно точно есть. Всё упирается в политическую волю.