Если честно, мне не вполне понятно, за что же уволили саратовского министра Наталью Соколову. Она просто откровенно произнесла вслух то, на чем основана социальная политика государства. Не Соколова придумала прожиточный минимум, не она его вводила, ей не под силу его изменить. С Соколовой или без, прожиточный минимум в России — большое лукавство и лицемерие. Просто у чиновников в нашей стране принято говорить о нем, опустив глаза в стол, а у саратовского министра не хватило ума и такта это сделать.
Некоторые экономисты считают, что прожиточный минимум в России занижен в 2-3 раз за счет статистических манипуляций. Например, в цене корзины плохо учитываются непродовольственные товары — их просто считают как 1/2 от продовольственных, хотя по факту они дороже.
В Москве прожиточный минимум составляет 16 463 рубля в месяц — кто-нибудь может представить себе жизнь в Москве на такую сумму с учетом всех расходов? Не факт, что даже на самую простую еду хватит. А ведь в прожиточный минимум, по идее, входят и коммунальные услуги, и транспорт, и даже оплата жилья.
Государство не может повысить прожиточный минимум до реального, потому что придется повышать социальные выплаты и зарплаты, оказывать помощь тем, кто до него не дотягивает. Это триллионы рублей, которых в стране нет. Прожиточный минимум — сам по себе большой государственный цинизм, который вынуждены поддерживать все государственные чиновники.
Все порадовались увольнению нахального министра, но прожиточный минимум-то остался тем же — и в Саратовской области, и во всех остальных. Сейчас на ее место придет какой-нибудь более осторожный чиновник, но пенсии, пособия и стипендии останутся нищенскими. При этом по телевизору и дальше будут говорить, что у нас социальное государство.
Выхода из этой ситуации не видно. По-честному нужно сказать: чтобы прожить в Москве, требуется хотя бы 40-50 тысяч рублей в месяц. Государство платить такие деньги не может. Поэтому, ребята, мы лишаем социальной помощи 4/5 населения и сокращаем 2/3 бюджетников. Но зато оставшиеся будут получать достойные деньги. А вы — крутитесь как можете. Ищите работу. Открывайте бизнес. Суровые законы рынка труда.
Или же нужно признать: ладно, мы — бедные. На то, что мы называем прожиточным минимумом, на самом деле не прожить. Пенсии наши нищенские, пособия копеечные, живем мы намного хуже развитого мира. Будем платить, сколько получается, но сами понимаете — это слезы. Вы уж как-нибудь старайтесь сами.
Государство, которое решится заявить о первом, будет снесено в течение считанных дней. Признать второе не позволяет национальная гордость. Поэтому мы и дальше будем делать вид, что на прожиточный минимум в России можно прожить. Просто делать это надо стыдливо и виновато, а не как Наталья Соколова.