Вообще запомните сегодняшний день. 5 февраля 2018 года. В нашем спрессованном времени это вполне себе историческая дата. День, когда Навальный превращается в тыкву. День, когда он одним своим твитом исключил себя из политического процесса. Причем не того, который ассоциируется с Путиным, а с тем, о котором думают те, кто представляет себе политический процесс после Путина.
Навальный взял и написал, что все подписи, поданные в ЦИК кандидатами в президенты - фальшивые. Что никаких сборщиков не было. Он уже и раньше говорил так, скажем, про Машу Баронову, которая избиралась в Мосгордуму. И хотя у каждого мыслящего человека доверия к Бароновой в тысячу раз больше, чем к Навальному, то огульное обвинение сошло ему с рук.
Сегодняшнее уже не сошло. Навальному предъявили всё: и сборщиков, которые собирали подписи. И членов региональных штабов самого Навального, которые собирали подписи для той же Собчак. И свидетельства из тех же штабов, что весь сбор подписей в пользу Навального осенью был ложью и профанацией. И даже тот неоспоримый факт, что это «Единая Россия» дала Навальному подписи, позволившие ему преодолеть муниципальный фильтра на выборах мэра Москвы.
Общеизвестный порядок стадий осознания катастрофы таков: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Навальный сейчас находится на первой стадии. Он еще не готов принять, что политика Навального больше нет. Что политическая машина продолжает ехать вперед без него. Мне будет любопытен торг, я совершенно отчетливо представляю себе депрессию и принятие (читаемая сейчас всеми книга Петра Авена «Время Березовского» поможет представить это и вам), но я в нетерпении ожидаю стадии гнева.
Конечно, политических попутчиков у Навального сегодня остался один только Волков, терять больше нечего - но все же интересно, как это гнев будут оправдывать на одной всасывающей у Навального по самые гланды радиостанции. На которую когда не переключись - первое слово будет «Навальный».
А ведь я тебя, чувак, предупреждал еще семь лет назад. Отказ ответить на один простейший вопрос (о юридическом стаже, необходимом для получения статуса адвоката) неизбежно приведет к тому, что ты сгинешь.
Ты сгинул.