Привет всем экономистам в этом чате!
Почитала в телеграме
свежего Иноземцева. Иноземцев не верит лживой статистике кровавого режима, и утверждает, что россияне как помирали, так и будут помирать, вне зависимости от того, что Путин скажет в тексте послания федсобранию.
Политрук солжет! В частности про «стремительно растущую средней продолжительности жизни россиян: если верить главе государства, с 2008 по 2018 г. она увеличилась с 67,9 до 72,9 года, а к 2024 г. должна достичь 78 лет».
Эта статистика у господина доктора экономических наук доверия не вызывает. «Хотя бы потому, что у других стран подобный транзит занимал куда более долгое время (в США для повышения с 68 до 78 лет потребовался период с 1948 по 1975 г.)». Ну, не будем рассказывать господину доктору про достижения докторов медицины, про прививки, общее повышение уровня жизни с течением времени, и про то, что все эти факторы нарастают экспоненциально, а не линейно.
Ладно, едем дальше, наш доктор экономики непреклонен. «Советская статистика утверждала, что в РСФСР средняя продолжительность жизни превышала 70 лет только один раз, в 1986-1987 гг., достигнув в результате антиалкогольной кампании М.Горбачева 70,13 года. Сегодня, со слов В.Путина она, повторю, составляет 72,9 года».
И циферки, циферки, какая же экономика без циферок.
«На 1 января 1987 г. население РСФСР составляло 145,9 млн. человек, тогда как на 1 января в 2019 г. в РФ жило 146,8 млн. Логично предположить, что более высокая продолжительность жизни должна воплощаться в меньшем числе смертей на протяжении календарного года. Однако в горбачевской России 1986 г. умерли 1 млн. 498 тыс. человек, а в путинской России 2018-го – 1 млн. 817 тыс., или на 21,3% больше. Первый вопрос состоит в том, как продолжительность жизни может вырасти на 4% при том, что количество смертей при практически постоянном населении увеличилось не менее чем на 20%? Не стоит ли президентским спичрайтерам поискать на него ответ?»
Я, конечно, не президентский спичрайтер. Но даже мне известно о процессе под названием «старение населения» – попросту, увеличение доли граждан преклонного возраста. На величину общего коэффициента смертности влияют половозрастная структура и уровень рождаемости населения. В 1987 году родилось 2,5 миллиона детей, в 2017 – только 1,7 миллиона.
Есть у Иноземцева и еще аргументы. «В периоды быстрого роста продолжительности жизни в развитых странах наблюдается резкий прирост населения даже в условиях ограниченного миграционного притока и некоторого сокращения показателей рождаемости. Во Франции, например, с 1950 по 1960 г. население выросло на 9,2% при росте продолжительности жизни на 4,9 года» – так почему же не растет население России?
Все бы ничего, но воообще-то во Франции, которую Иноземцев в указанный период называет страной с ограниченным миграционным притоком, во второй половине 1940-х годов было принято решение по привлечению иностранцев, для чего была создана Национальная иммиграционная служба (ONI), и ограничена миграция была только в 1974 году.
Дяденька, а вы точно экономист?