Природа настолько очистилась, что в Москву вернулись торговые центры. Впрочем, очистилась не настолько, чтобы в ТЦ появились посетители. Журналисты пишут, что внутри людей нет, очередей на вход тоже. У кого-то кончились деньги, кому-то безрадостен шоппинг в маске и перчатках, но главная причина, думаю, в том, что люди осознанны и ответственны. Потому и имеют право голосовать, пить, служить в армии, а также принимать решения о своем здоровье.
Довольно часто в разговоре с чиновниками я слышу аргумент «люди сами виноваты». Подразумевается, что люди инфантильные, глупые, корыстные, им лишь бы ошибиться или обмануть. Только мудрые чиновники могут рассказать людям о том, что и как нужно (можно) делать — и карать тех, кто не делает.
Во-первых, принуждение под угрозой наказания работает плохо. На улице много людей без масок, и еще больше тех, кто носит ее на подбородке — формально не оштрафуешь. Правильно носят маску только те, кто сам искренне убежден в ее нужности и полезности.
Во-вторых, чиновники — тоже люди, и им свойственно ошибаться в своем стремлении не допустить чужих ошибок. То приложение сбоит, то и вовсе инициатива нелогичная — но люди должны выполнять беспрекословно. Хотя какая логика, например, запрещать людям в свежеоткрытых торговых центрах нюхать духи, но оставлять примерочные одежды? Кроме того, запреты по умолчанию универсальны, а вот ситуации, в которых они применяются — нет, и это кратно увеличивает риск несправедливого наказания.
В-третьих, если чиновники не относятся к гражданам как к по умолчанию разумным, то неизбежно придется самим выглядеть глупо — достаточно посмотреть на разметку в парках Москвы и Казани. В одном случае дорожки расчертили жирными белыми полосами на расстоянии пары метров друг от друга, в другом — краской нарисовали двухметровые круги на траве(!).
Люди, в общем и целом, способны принимать здравые решения и действовать в рамках личной стратегии минимизации угроз. Так что пускай проходит и парад победы, и книжная ярмарка на Красной площади, и голосование по поправкам в конституцию. Мне вообще импонирует подход Памфиловой — с учетом нестандартных условий, предоставить людям максимум возможностей встроить голосование в личную стратегию поведения. Рекомендательно-поощрительный подход всегда работает лучше, чем карающе-запретительный.