Эта вещь мне все же не дает покоя (о ней мельком упоминает Зебальд в «Кольцах Сатурна»). Недавно вот исполнилось сорок лет с тех пор, как в космос запустили «Вояджер II», он пролетел мимо Урана и Нептуна, давно улетел за пределы Солнечной системы, и как и его братец «Вояджер I», продолжает лететь и болтается где-то в далеком космосе, продолжая передавать нам какие-то сигналы.
На каждом вояджере есть золотой диск с записями землянской музыки и обращений от земных детей (как я понял, там треклист одинаковый), на разных языках. Первая же запись — обращение от генсека ООН Курта Вальдхейма, который во время второй мировой служил в вермахте, был в Боснии, Греции и Югославии, где германцские военные отличились жестокими расправами над местным населением (сам Вальдхейм, конечно, говорит, что почти ничего не знал, а теми «ужасающими» вещами, о которых знал, конечно, ничего не мог поделать).
Так вот и получается, что едва ли не главное, что мы запустили в космос — голос престарелого нациста на золотой тарелочке.
(по неумолимой логике цифр умер Вальдхейм в возрасте 88 лет)