Я делал SaaS с лимитированными тарифами, правда у нас не количество вызовов API измерялось, а количество уникальных посетителей, но принцип тот же.
1. Делаешь N тарифов, выставляешь лимит на каждый тариф.
2. Заводишь счётчик на аккаунт, замеряешь ту самую метрику на которую лимит.
3. Раз в сутки (например в 9 утра) проверяешь, превышен лимит по тарифу или нет.
4. Если превышен - переводишь на более высокий тариф, отправляешь уведомление пользователю.
5. Текущий день оставляешь как есть, остальные дни пересчитываешь по разнице тарифов. С этим главная сложность ) Надо пересчитать так, чтобы и клиент не мухлевал с апгрейдом тарифа и при этом пересчёт справедливый был. Алгоритм надо обязательно с бизнесом подробно обсуждать.
Если не секрет, что за SaaS делаешь такой? В чём суть платной апишки?
у меня несколько коммерческих апи, реалтайм скрейперы. а сейчас вот доделываю как раз обвязку для того чтобы любое апи удобно было продавать, с упором на качественную аналитику, генератор доков из openapi спеки, и веб-редактор тарифных планов. Есть у программиста скрейпер, например, или любое апи, полезное людям, и он хочет это апи продавать - вместо того, чтобы два месяца к этому апи программить биллинг, рейт лимитирование, и дев-портал с доками - он приходит ко мне на маркетплейс апи и за пять минут настраивает себе микро-лендинг для продажи этого апи, с апи эксплорером и подобными ништяками. Указывает айпишник своего апи, перед этим апи встает мой демон который считает биллинг и пишет аналитику, вся публика идет через этот демон. Такая идея, сейчас обкатываю)