Вопрос года, отделена ли церковь от государства?
Одним из итогов года стало демонстративное усиление позиций церкви и её упрочняющееся место в системе власти. Везде подчеркивается, какую ведущую роль эта организация сыграла в последнем обмене военнопленными между Украиной и Новороссией, то есть выступила как самостоятельный государственный представитель на международной арене, с молчаливого согласия правительства рф, получается, что это признание и заявка на последующее нарастающее влияние.
Стоит отметить в этом свете и отказ Конституционного суда рассматривать иск по поводу Исаакия, и возводимые как грибы по всей стране выставки под эгидой РПЦ «Россия – Моя история»с очень своеобразным и необъективным содержанием экспозиции, преклонение перед монархией - основное содержание этих выставок. В некоторых городах под шумок, без всякий общественных слушаний, вырубили парки под это дело. Финансирование, постройка - всё при полном содействии государства, получается, что в лице РПЦ государство нашло идеальный транслятор своих консервативных идей.
Стоит отметить и то, как навязанная РПЦ повестка стала в этом году на несколько недель основной темой новостных и аналитических программ центральных СМИ, это касается останков царской семьи. Особенно запомнился канал Россия, ведущий которого рассуждал с серьёзным лицом минут 20 из часового выпуска, хранил ли Ленин голову царя на столе в банке или нет.
Протесты в разных городах против отъема собственности в пользу РПЦ уже никого не удивляют, это стало обыденной частью общественной жизни. Дело Соколовского добавило одиозности и продемонстрировало, насколько далеко может зайти государственная машина, если посчитает, что РПЦ оскорблена.
И, в конце-концов, вишенка на торте: Патриарх призвал обязательно участвовать в выборах. Насколько далеко зайдет слияние церкви и государства в 2018 - посмотрим. А патриарху следует знать, что
#нам_не_нужен_президент