Нас развели на фантики
Марина Мигунова
Ещё в семидесятых лучшая гимнастка нашего города делилась с нами, детьми тогда, своими впечатлениями о Париже, где она побывала с выступлениями. О центральной улице, всей в огнях, и витринах дорогих магазинов и ресторанов. Но ещё и о вереницах бездомных людей, которым разрешают спать в определённые часы на лавках. Для нас, детей, это было удивительно. Но совершенно обыденным явлением для любой капиталистической страны.
Рынок предполагает обмен товарами, т.е. результатами труда между отдельными членами общества. Но каждый боится прогадать, и стремится продать товар подороже. Это только кажется, что торгаш всей душой стремится угодить покупателю. Сделать покупку удобнее и приятнее. Магазины оборудуют шикарными витринами, продавцы сама любезность. То же касается и ресторанов. Но мы знаем, что продавец будет себя ругать последними словами, если ему не удастся заработать на нас. Выжать из нас максимум прибыли.
И тех, кто ворочает большими деньгами, становится всё меньше. Тех, кто может нанимать людей на работу и заставлять работать их на себя. И чем дальше, тем они придирчевей и беспощаднее присматриваются к тем, кто на них работает. Присматриваются к тому, без чего эти трудяги, на их взгляд, могут обойтись. Всякие социальные гарантии и обязательства им не кажутся необходимыми для тех, кто на них трудится.
В советское время не было таких шикарных витрин, так как не старались делать деньги на покупателях. Продавали то, что создано руками советских людей. И были такими же рядовыми трудящимися, как и все остальные. Во всяком случае, к этому стремились.
Сейчас изменилась сама атмосфера обслуживания. Это места, где люди зарабатывают на нас. Например, в перестроечное время появилась очень изящная детская кожаная обувь из Англии. Она была в десятки раз дороже тех натуральных сандаликов, которые были доступны любой семье. Торгаши быстро смекнули, что надо везти исключительно обувь из резины и клеёнки. И так во всём. Натуральные продукты постепенно исчезли и появились суррогаты в красивых обёртках. Многие торгаши искренне не понимают, зачем нужны заводы, совхозы. Они уверены, что смогут найти товар, на котором можно срубить куш. И им не очень нравится советская власть, которая заставляла работать каждого на зарплату рядового сотрудника. Вроде бы невинное желание всех этих спекулянтов и предпринимателей просто разбогатеть создает условия, при которых большинство людей вынуждены влачить жалкое существование. Но этого новоявленные буржуи стараются не замечать.
На выходе получается перекошенное в пользу олигархов общество. Где непременно будут нищие и обездоленные. Где будут давить и уничтожать продукты, чтобы они не достались бедным и голодным. Где человек труда работает на того, кто на нём зарабатывает. Где человека оценивают не по реальным делам и достижениям, а по количеству денег, которые он сумел украсть у других. И высшим критерием успешности является объём его трат лично на себя. Чем больше у него дворцов, яхт и самолётов, тем он считается умнее и талантливее. Вот в такую красивую обёртку завёрнут гнилой капитализм.