Британский доклад о России и вмешательстве вчера активно обсуждали, но мало кто его читал.
«Россия, похоже, видит внешнюю политику как игру с нулевой суммой: любые действия, способные нанести урон Западу, для нее хороши»,— говорится в одной из начальных секций доклада, озаглавленной как «Чего хочет Россия?».
С точки зрения британских парламентариев, российское руководство, возможно, подвержено паранойе, считает ЕС и НАТО «значительно более агрессивными», чем они есть на самом деле, и верит в принцип «кто сильный, тот и прав». И, соответственно, именно поэтому оно пытается подорвать мировой порядок, основанный на правилах, но все равно получить выгоду от членства в международных объединениях.
Направлений «русского удара» три: кибератаки, дезинформация (тролли, боты, RT, Sputnik), русские олигархи (которые скупили в Лондоне недвижимость и наняли себе юристов/пиарщиков/риелторов, обеспечив западный «буфер»).
Что интересно, противодействие предложено довольно общее: улучшить работу разведки, бороться с преступностью, сохранять ограниченные контакты с Россией. Признано, что Великобритания не может бороться с российской дезинформацией — собственно, никто во власти не знает, кто это должен делать.
Самое, конечно, примечательное кроется в конце доклада. Там список «внешних экспертов», которых привлекли к написанию доклада, и это просто песня. Энн Эпплбаум (американо-британская журналистка, в течение многих лет призывающая Европу противостоять «российской угрозе»), Уильям Браудер (финансист, возглавляющий усилия по поиску убийц юриста его фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского), Кристофер Доннелли (директор Institute for Statecraft, одна из миссий которого — «защита демократии в России»), Эдвард Лукас (писатель, автор книги «Новая холодная война. Как Кремль угрожает России и Западу») и Кристофер Стил (бывший разведчик, автор скандального и не подтвержденного доказательствами «досье Стила» на президента США Дональда Трампа, где описаны якобы его приключения в номере российского отеля).
В этом и проблема: из потенциально важного доклада, цель которого — разобраться — вышла, увы, агитка, цель которой — доказать.