Кроме репла есть еще минусы?
у статики по большому счету минус не так много, но все они критичные - это как раз-таки ухудшение репла, если все надо переопределять рефакторить и перекомпилять, тогда репл и в С++ возможен, просто на большом проекте после написания каждой маленькой ф-ции будешь ждать по полтора часа глобальной сборки. а так тоже да, "репл" и там какой-то можно зафигачить. второй минус - это ты вместо того чтобы думать о задаче сразу думаешь о типах, я не говорю что о них думать вообще не надо, но вначале это бывает очень утомительно, в том смысле что опять же часто код меняется. и третье - если система имеет динамическую природу (а что-то похоже на то что любая большая система ее захочет иметь, и там изобретают динамику в статике), то статика (речь идет о глобальной статике как сейчас принято в языках со стат типизацией) - это сплошной антипаттерн и монструозные конструкции, в результате которых ты все равно приходишь к динамике и переизобретению лиспа на 90%, только плохого медленного и как там дальше в цитате было