Социальные программы против взаимопомощи и благотворительности
Автор ответа: Дэвид Боуз «Либертарианство. История, принципы, политика»
Важный аспект гражданского общества — благотворительные организации. Люди испытывают естественное желание помогать тем, кому в жизни повезло меньше; для этого они организуют всевозможные формы помощи: от подачи милостыни до огромных благотворительных фондов. Каждый год во всём мире благотворительные фонды распределяют около 500 млрд долларов, и эта сумма постепенно растёт.
Критики либертарианства говорят: «Вы хотите отменить жизненно важные государственные программы, ничего не предложив взамен». Однако отсутствие принудительных государственных программ — это очень даже чего. Это рост экономики, индивидуальной инициативы и активизация творчества миллионов людей, а также тысячи объединений, создаваемых для достижения общих целей.
В свободном обществе благотворительность занимает важное место. Однако не она является ответом на вопрос, как свободное общество будет помогать бедным. Первый ответ таков: обеспечивая грандиозный рост и распространение богатства, свободная экономика уменьшает и даже полностью искореняет бедность. По историческим меркам, даже бедные люди в развитых странах необычайно богаты. Второй же ответ: государство должно прекратить заманивать людей в капкан бедности, не давая оттуда вырваться. Налоги и государственное регулирование сокращают количество рабочих мест, особенно для низкоквалифицированных работников, а система социального обеспечения стимулирует быстрее заводить детей, попадая в долгосрочную зависимость. Третий ответ — взаимопомощь: люди, объединяющиеся не для того, чтобы помочь менее удачливым, а для того, чтобы помогать самим себе в трудные времена.
Критики часто утверждают, что либертарианские рецепты решения социальных проблем фантастичны. «Ликвидировать систему государственных социальных гарантий и просто надеяться, что благотворительные организации или группы взаимопомощи закроют образовавшуюся брешь?» Да, эти группы сделают своё дело; они занимались этим всегда. Но беда в том, что существование государственной системы социального обеспечения и высокие налоги, снабжающие её средствами, подавляют подобные начинания. Разнообразие форм взаимопомощи бесконечно: от детских садов на общественных началах и клуба ужинов до местной народной дружины. Причина их внезапного упадка заключается не в особенностях прогресса, а в экспансии государства.
Говорят, что частные благотворительные фонды не смогут взять на себя все обязательства современного государства, поскольку у них недостаточно денег. Конечно, недостаточно. Однако всё дело в том, что государственные программы провалились. Мы не призываем воспроизводить их. Если государство прекратит стимулировать безответственность, потребность в благотворительности сократится. И частные благотворительные организации, имея меньше средств, смогут делать гораздо больше, чем государственные чиновники. Дом надежды Конни Дрискол в Чикаго помогает бездомным женщинам, расходуя всего 7 долларов на человека в день по сравнению с 22 долларами в день в государственных приютах. Тем не менее Дом надежды добивается феноменальных результатов: менее 6 процентов попадающих сюда женщин вновь оказываются на улице. С 1906 года в Вашингтоне существует Евангельская миссия. Основной принцип миссии — никто не должен ничего получать просто так. Люди должны либо заплатить 3 доллара, либо отработать один час за ночь пребывания. Директор миссии преподобный Джон Вудз говорит: «Сострадание проявляется в том, чтобы вытащить людей из канавы, а не в том, чтобы наклониться над ними со словами сочувствия. Этим людям нужна ответственность».
Если вы не уверены, что частная благотворительность может заменить государственные социальные пособия, проведите мысленный эксперимент. Предположим, вы выиграли в лотерею десять миллионов рублей с условием потратить их на помощь бедным. Кому вы отдадите эти деньги: нашему правительству или какой-то частной благотворительной организации по своему выбору? Большинство людей без колебаний выберут второе.