Олег Козловский:
Пишут, что Леонид Волков объявил о приостановке протестов до весны. Адвокаты, правозащитники, волонтеры и журналисты, наверное, облегченно выдохнули, но надо честно признать, что это поражение. В Кремле сейчас открывают шампанское: еще одну волну протестов пережили. Неизвестно, сколько еще продержалась бы система, работавшая уже на пределе своих возможностей, но оппозиции сил не хватило. Впрочем, это было предсказуемо.
За последние две недели была обезглавлена и обескровлена вся структура штабов Навального. В некоторых регионах за решеткой оказались все до одного сотрудники, во многих других - все руководство. Сидят многие ведущие ФБКшники, включая Liubov Sobol, Kira Yarmysh, Георгия Албурова, и их союзники: Ilya Yashin, Константин Янкаускас, Андрей Пивоваров и др. Банально некому придумывать, организовывать и координировать акции. Один Волков из-за границы с этим не справится. Еще немного - и на свободе вообще никого не останется. В этом смысле тактика властей оказалась эффективной.
Кроме того, после более чем 11000 задержанных на акциях, сотни протестующих теперь отбывают арест, а тысячи рискуют при повторном задержании получить громадные штрафы (или даже уголовку по "дадинской статье"). Еще десятки тысяч видят происходящее и напуганы. То есть могут быть проблемы и с рядовыми участниками. Видимо, есть опасения, что следующая акция может оказаться малочисленной и провальной, поэтому лучше остановиться сейчас, на пике.
Кстати, думаю, что серьезной ошибкой было звать людей в центр Москвы вечером во вторник. Мало кто был готов так срочно подорваться в будний день и на ночь глядя ехать протестовать, зато полиция была готова. В результате в темноте похватали всех самых активных, и пар был выпущен. Это была какая-то непродуманная банзай-атака.
Вообще, надо искать разные способы сопротивления и выражения протеста, в том числе менее рискованные. Нужно создавать более крепкие структуры, например, объединяясь в местные группы. Нужно укреплять "тылы", обеспечивающие защиту активистов от разных видов преследований. Теперь вместо фронтальных штурмов и генерального сражения будет долгая позиционная война с партизанщиной.