Вольные частные города.
Часть вторая: Концепция
Глава 9. Городской воздух освобождает - старые и новые образцы
Вольные города Священной римской Империи
Появление вольных имперских городов стало итогом долгой борьбы жителей за самоопределение. Центральная власть в СРИ де-факто отсутствовала, у императора не было постоянной “федеральной” армии, центрального налогообложения и прочих атрибутов современных государств. Реальная власть была у аристократов-землевладельцев, и ограничивалась она, как правило, их владениями. В города стекались беглецы из-под крепостного права: у них был год и один день, чтобы не попасться - после этого срока человек более не считался крепостным. У того, кто жаждал свободы и лучшей жизни был лишь один путь - вольный имперский город.
Со временем землевладельцы-аристократы переставали мешать городской независимости, ибо знали об экономическом процветании вольных городов и рассчитывали получить с них собственную выгоду. Они начинали раздавать привилегии некоторым своим владениям, позволяли их выкупать, в нескольких южногерманских областях появились даже имперские деревни. Подобную практику не мешало бы возродить.
Жизнь в городах регулировалась статутами, которые представляли собой комплексные пакеты правоотношений и судопроизводства. Вольные города могли перенимать статуты друг друга. Источником статутов было римское, местное и рыночное право. Рыночное право - это когда тот, кто устраивает ярмарку, гарантирует посетителям и купцам безопасность (в случае ограбления организатор обязуется либо вернуть похищенное, либо покрыть ущерб за свой счет) и рыночный суд, на котором можно выбрать рыночных присяжных, вместо имевшего распространение Божьего суда огнем. Населенные пункты, где проходили ярмарки, представляли собой ранние формы особых экономических зон.
Управлялись вольные города квазидемократически: имевшие право голоса граждане избирали совет, который назначал градоначальника. Но по мере роста города росло и количество имеющих голос, увеличивалось количество представителей в совете и бюрократическая нагрузка. Как следствие: реальная власть граждан распылялась и снижалась, а могущественные семейства могли обеспечивать себе больший контроль.
Поскольку количество городов увеличивалось, а плотность населения оставалась невысокой, то города были вынуждены конкурировать за граждан. Востребованы были квалифицированные, неквалифицированных и бедняков так просто не допускали.
Доход города получали через поземельный налог, через таможенные пошлины, а также нередко за счет общего налога на имущество, который, как правило, не превышал 1% в год. Во время кризисных ситуаций и крупных застроек дополнительно взимался косвенный налог на потребительские товары. Также города зарабатывали на штрафах за нарушение правил. Легкие и неумышленные проступки почти всегда карались денежной компенсацией, а тяжкие - болью и смертью. Преступники не из числа граждан зачастую изгонялись.
Иногда города образовывали могущественные союзы вроде Ганзейского. Большинство имперских городов утратило независимость в ходе Наполеоновских войн. Франкфурт-на-Майне сохранял независимость до 1866 года, Любек - до 1871, а Гамбург и Бремен по сей день являются самостоятельными городами-государствами в рамках федеративной системы ФРГ и по прежнему называются ганзейскими. Некогда столичный город Ганзы Любек, ныне является незначительным региональным городком.
#конспекты_книг #ТитусГебель #ВольныеЧастныеГорода