хотя выставка винтажных (по возрасту скорее даже антикварных) британских постеров в ГМИИ называется «реклама как искусство», после просмотра ее хочется назвать «искусство как реклама», а то и вообще поменять название целиком.
почему? просто при взгляде на местные плакаты трудно поверить, что их авторы и заказчики возводили рекламу в ранг искусства – они скорее хотели доходчиво доносить информацию, а искусство просто подвернулось под руку как удобный инструмент.
то есть искусство в британском дизайне, безусловно, в наличии, но оно выполняет не сколько вдохновляющую, столько назидательную функцию.
самый наглядный пример здесь – это залы с рекламой лондонского транспорта, когда для продвижения маршрутов метро под одну гребенку попадают не только лондонские места силы (чтобы добраться до Тауэра, поезжайте через N), и узнаваемые сказочные сказочные сюжеты («как нам попасть в Волшебную страну?»), но и, кажется, буквально весь островной культурный код вплоть до последнего каламбура.
при всём этом разнообразии очень хорошо понимаешь субординацию – что все перечисленное подчинено сугубо рациональным задачам.
проще говоря, когда британский постер призывает ехать в театр на метро, то постер будет именно про метро, даже если нарисован там театр.
нарисовано быть может вообще всё что угодно, но раз написано GO BY UNDERGROUND, значит надо бай андерграунд.
не потому, что альтернатив нет – просто написано же, значит надо.
с учетом того, что основной посыл британского постера всегда прописан текстом, а также в силу неизменно (и даже безальтернативно) наставительной интонации этого текста, выставку вполне можно было так и назвать.
«написано же, значит надо».
и это по-своему прекрасно, да.
// ходили с
Аней.