Возможно ли «Black Lives Matter» в России?(мнение автора может не совпадать с позицией редакции
@Manezhka)
В отличие от США, в России отсутствовало институализированное рабство и сегрегация по национальному признаку: напротив, крепостные крестьяне, как и высшие сословья, были преимущественно русскими. Однако коронакризис обострил проблему иного рода, относящуюся уже к нашему времени. Речь идёт о трудовой миграции.
Ни для кого не секрет, что значительную часть низкооплачиваемых рабочих мест в России (в первую очередь в её европейской части) занимают трудовые мигранты, чем пользуются предприниматели, спекулируя на незнании работниками своих прав и урезая без того низкие зарплаты. От этого страдают как сами приезжие, так и другие соискатели.
По данным ФСБ, за год в Россию приезжает 32,6 млн иностранных граждан (на основании данных погранслужбы за 2018 год). Сведения Росстата (на основании учета территориальных органов МВД) значительно скромнее — всего 4,9 млн человек. И это без учёта приезжающих нелегально. В то же время надо разделять трудовую миграцию (обычно сезонную) и миграцию с целью получения постоянного места жительства.
Далеко не все, и даже не большая часть неквалифицированных работников являются приезжими, но верно обратное: из-за практического отсутствия натурализации и социальных лифтов, гастарбайтеры вынуждены замыкаться в диаспорах и работать за гроши. По этим же причинам растёт этническая преступность.
Однако последние недели показали, что даже отсутствие гражданства не становится препятствием для забастовок, когда рабочим несколько месяцев не платят зарплаты, и их терпение иссякает (
раз,
два и
три).
Если сейчас работники Деливери и Ренессанс Хэви Индастрис, обслуживающей Газпром, добьются лучших условий труда, это не просто положительно скажется на их зарплате и рынке занятости: здесь можно говорить о тенденции к повышению самосознания рабочих и, в целом, развитии гражданского общества. Есть и другая сторона медали: повышение зарплат сделает для капиталистов «нецелесообразным» наём гастарбайтеров (уже не дешёвых и не бесправных). Но готово ли коренное население (пусть и с повышением зарплат) занять их места на должностях курьеров, рабочих и дворников?
Другой вопрос — перерастут ли протесты на классовой почве в межнациональные конфликты или борьбу за права нацменьшинств? Учитывая российскую специфику, в том числе хорошо оформленные диаспоры в городах-миллионниках, последствия могут быть плачевными...
Возможно ли «Black Lives Matter» в России? Время покажет.
@Manezhka