Size: a a a

Психология Маркетинга

2019 September 01
Психология Маркетинга
мотивашки на выходные

Итак, ваш ребенок пришел домой из школы. По русскому, как всегда, пятерка, четверки по биологии и истории. А вот по математике пара. На чем вы, как родитель, сосредоточитесь?

В моей семье разговор пойдет о двойке по математике. Хотя я стараюсь с таким подходом бороться.

Утешает, что по оценке Бэкингема, который и придумал этот пример, практически все родители фиксируются на двойке. "А почему так произошло?", "Давай решим, как исправлять", "Что будем делать, чтобы не повторилось". Наш мозг обожает решать проблемы. А на четверки-пятерки реакция в стиле: "молодец". И все.

Если вы будете прокачивать свои слабые стороны, то добьетесь того, что у вас будет много сильных слабых сторон. Лучше развивать достоинства. Добиться, хоть в чем-то, исключительного превосходства.
источник
2019 September 02
Психология Маркетинга
​​Хаузер и Спондинг на глазах обезьян прятали за занавеской нож и яблоко. После чего доставали из-за занавески две половинки яблока. Приматы, знакомые с режущей функцией ножа, воспринимали ситуацию спокойно. Но когда за занавеской прятали яблоко и стакан воды, а доставали две половинки яблока – обезьяны удивлялись.

Мы поумнее обезьян, но также с детства привыкли видеть во всем причину и следствие. Автоматически обнаруживаем логические связи. Человеку сложно признать случайность окружающего мира. Поэтому он стремится его упорядочить.
Самый распространенный тип заблуждений причинно-следственной связи: после – значит впоследствии. Отсюда рождаются все суеверия: упала ложка - кто-то придет, черная кошка - к несчастью.

А в мире маркетинга возникает конфликт. Компания, понимающая тонкости продукта, видит объективные причинно-следственные связи. А у клиента все проще: «Нажал на кнопку – программа не работает. Плохая программа».

Клиенту все равно, что программа несовместима с его антивирусом, не способна идти на слабом процессоре и что все это написано в инструкции. Этих связей покупатель не видит и не хочет видеть. В юзабилити-тестировании учитывайте - то, что произошло в прошлом, человек автоматически считает причиной того, что происходит сейчас. Даже если это и не так.
источник
2019 September 03
Психология Маркетинга
Как-то раз студентов Стэнфорда пригласили поучаствовать в эксперименте по оценке производительности труда. В ходе которого их заставляли одной рукой класть катушки в лоток, вынимать и снова класть. Нудное и скучное занятие.

Потом им заплатили. В одной группе - каждому по доллару. А в другой - по двадцатке (в нынешних деньгах это раз в 7 больше). После чего участники заполняли опросник, указывая свое отношение к исследованию.

Те, кто заработал двадцатку, писали правду - о монотонной и скучной работе. Они могли себе в этом признаться, так как было оправдание - неплохой заработок.

А вот у участников, получивших доллар, внутреннего оправдания не было. И они писали о "новом интересном опыте", "увлекательной и необычной задаче". Чтобы не чувствовать себя лузерами, им пришлось придумывать себе внутреннюю мотивацию.

После покупки, особенно если товар импульсивного спроса, эмоции улетучиваются. Без активного продавца, красивой рекламы,  дома на диване  - товар порой кажется как-то не очень. И в этот момент включается стокгольмский синдром покупателя - люди ищут оправдания для совершенных бессмысленных покупок.

И тут им надо помочь. Если лояльность к бренду важна, стоит после покупки направить "ободряющее письмо". Еще раз сказать покупателю, что он молодец, сделал правильный выбор - даже если деньги уже у нас в кармане.
источник
2019 September 04
Психология Маркетинга
Директор «Яндекса» Григорий Бакунов рассказал о эксперименте с муравьями, проведенном еще в 1982 году. На муравьиной тропе висит веревочка. Если подергать за нее, то около муравейника упадет капля с сахаром. И вот одни муравьи бегут к далекой веревке, дергают, а другие подхватывают каплю сахара и заносят ее в муравейник.

"Да это же ОБАЛДЕТЬ!", - сказали ученые. Ведь дальние муравьи, дергающие за веревку, как и "загонщики" в стае волков, не получают никакого позитивного подкрепления. А учёт причинно-следственных связей, использование орудий труда - признаки высших ступеней интеллекта. И на протяжении 23 лет разрабатывались теории коллективного разума муравьев.

А потом оказалось, что все просто. Если воткнуть веревку на муравьиной тропе, муравей будет дергать за нее вне зависимости, капает там сахар или нет. У него работа такая. А у других работа: есть еда — неси в муравейник. Всё, никакого разума нет.

Мораль истории проста. Мы руководствуемся принципом - "если что-то идет хорошо - не трогай!" Так, доля Johnson & Johnson на рынке эндопротезов для сосудов составляла 95%. Вывод руководства — нас покупают, мы лучшие. Хотя клиенты жаловались на сложность установки, узость линейки размеров. А покупали в силу отсутствия альтернатив. Но на это не обращали внимания - ведь результаты отличные.

Только когда компания Guidant предложила продукт, который в большей степени удовлетворял требованиям кардиологов, ей потребовалось 45 дней для завоевания 70% рынка.

Даже если вы очарованы результатом - все же найдите истинные причины его появления.
источник
2019 September 05
Психология Маркетинга
В самом начале нулевых годов я начинал карьеру в качестве политтехнолога. Успел застать осколки того, о чем писал в Пелевин в "Generation P".  Так что знаю массу интересных и актуальных и по сей день историй. Жаль, рассказать не могу.

Но, в преддверии выборов в Мосгордуму - немного о политике. В политике реклама наиболее эффективна, когда избиратели мало что знают о кандидатах. Поэтому на местных выборах во всякие городские думы, определяющее влияние оказывают деньги.

Аналогично, бренды корпораций сильнее всего на тех рынках, где потребители не владеют всей информацией. Мало кто из покупателей в курсе, какая зубная паста и за счет чего, лучшим образом сохранит зубы. Поэтому покупают самый раскрученный бренд. Для технически сложных, "непонятных" продуктов - убедительнее всего высокочастотная реклама.

Только теперь, даже корпорациям, нельзя заплатить и обратится "ко всем и сразу". В Америке 70-х годов 3 телеканала обслуживали 90% населения. А сейчас аудитория размыта между множеством источников информации. Заплатить всем - сложно.

Поэтому, если нужен массовый охват, а денег нет - берем пример с Трампа. В 2016 году его соперники по партии - Буш и Рубио потратили на политическую рекламу около 140 млн. долларов. Трамп - 20 миллионов. Но его кандидатура, скандальные и противоречивые заявления стали отличным контентом для обсуждения, расшаривания, издевательств и мемов. И распространились по множеству мелких информационных каналов бесплатно.
источник
2019 September 08
Психология Маркетинга
Мотивашки на выходные

Начнем с загадки. Скажите, а как животные понимают, что перед ними другое живое существо?

Сразу скажу, 100% правильного ответа я не знаю. Если кто в курсе – пишите в чат канала. Но могу предположить. Если какая-то штука двигается против ветра, наперекор силе тяжести – то она живая. В таком случае ключевых момента два: движение и борьба.

Провести всю жизнь сидя на одном месте - может быть и безопасно. Но жизнью назвать это сложно. Это то, о чем пишет большинство мотивирующих книг: чтобы достичь чего-то - выйдите из зоны комфорта. Будет непросто, но трудности закаляют характер.

Только здесь зарыто одно но, о котором часто забывают. Давайте подумаем о бомжике. Проблем, с нашей точки зрения, у него множество. И вот наш бомжик, идя дальше бухать, говорит: "Ничего. Трудности делают меня сильнее".

Трудности действительно закаляют - человек приобретает психологический иммунитет в ситуациях, которые прежде казались немыслимыми. Но сильнее они нас делают только тогда, когда мы пытаемся с ними справиться, справляемся и движемся дальше.
источник
2019 September 09
Психология Маркетинга
Я, волей случая, еще и член общественного комитета при Правительстве Москвы. Порой приходится оценивать всякие заявки на гранты. Поэтому предупреждаю - супер-инновационные идеи пугают. И не только меня.

Так, в 2014 г. в Гарварде пригласили больше сотни ученых с мировым именем проанализировать заявки на финансирование от Национальной организации здоровья США. Самые новаторские идеи получили наименьшие оценки. Правда типичные, банальные идеи также оценивались невысоко. Наибольший шанс получить грант был у проектов, которые выглядели "умеренно новыми".

Новизна пугает, а знакомое не вызывает интереса. Проблему надо решать.

Например, Spotify предлагает  подписчикам Discover Weekly. Персональный список - рекомендация 30 новых песен. Анализируется, что слушает подписчик и что еще слушают другие люди, которым нравятся те же песни.

Так вот. В этот список из 30 новых песен обязательно включается одна-две, уже знакомые слушателю. Вроде бы парадокс - компания обещает, что расскажет что-то новенькое, а вместе с тем рекомендует то, что пользователь заведомо уже слышал.

Но исследования Spotify показали, что интерес к списку, где уже есть знакомые песни, значительно выше. Они выступают "маячками" того, что сервис действительно понимает предпочтения пользователя. Увеличивают доверие к рекомендациям.

Поэтому. Если надо продать что-то обычное - сделайте  удивительной хотя бы обертку. Но вот чтобы продать что-то необычное - прекратите удивлять. Добавьте знакомых черт.
источник
2019 September 10
Психология Маркетинга
​​Ура! Я исполнил мечту детства! Написал книгу. Название, придуманное ЭКСМО: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом".

Пару лет назад я задумался. Лидеры рынка создают стратегии развития, становясь все больше и успешнее. А средние компании не вылезают из операционной текучки. Стратегия стала конкурентным преимуществом бизнесов размером с Procter&Gamble. Которые в состоянии ждать годы и нанимать дорогих консультантов.

Но стратегия может и должна быть простой. Подходящей для любой компании. Выполнимой - реализуемой без огромного отдела маркетинга.

Поэтому идея книги - переворот классического подхода к разработке стратегии вверх тормашками. В начале срываем "низко висящие фрукты", используем приемы, незамедлительно улучшающие финансовый результат. И только потом создаем  конкурентные преимущества и завоевываем новые рынки.

Купить книгу можно в OZON, Litres, ЭКСМО, да, впрочем, везде. В ближайшее время ссылки будут в каждом посте)

Кстати. Я постоянно напоминаю, что мнение окружающих - ключевой фактор выбора покупателей. Поэтому, если поставите лайк, напишете отзыв (в Литресе можно сделать, не покупая книгу) - буду крайне благодарен. Да, это первый раз, когда я прошу поставить лайк. Тоже веха)

А если купили книгу и хотите персональный автограф - пишите в личку. Пришлю фото текста с наилучшими пожеланиями.  Можно распечатать и аккуратно вклеить)
источник
2019 September 11
Психология Маркетинга
Сегодня годовщина событий 11 сентября. Поэтому расскажу об эксперименте Латтане и Дарли. Участников попросили посидеть в комнате и заполнить опросник. А потом возникало ЧП - из дырки в стене в помещение начали вваливаться клубы дыма.

75% участников, сидящих в одиночестве, незамедлительно выходили и искали кого-нибудь, чтобы сообщить о факте задымления. Но если в комнате присутствовали хотя бы три человека - ситуация менялась кардинально. Люди продолжали сидеть и писать. Ну дым и дым. Мало ли что. Вдруг так надо.

В аналогичном исследовании испытуемые, сидя в комнате, слышали громкий крик из коридора и звук падающего тела. 70% "одиночек" выходили посмотреть, что случилось. Но если в помещении находились два человека - выглядывали лишь в 40% случаев, да и то не сразу.

Если кто-то упал, а рядом больше никого нет - мы, скорее всего, бросимся на помощь. Но когда вокруг другие, человек первым делом начинает автоматически оглядываться в поисках подсказки. Пытаясь понять - а как реагируют остальные? В результате все смотрят друг на друга. И никто не двигается. В голову лезут мысли "наверное, ничего страшного не случилось", "зачем идти первым - я же не знаю чем помочь", "а вдруг розыгрыш", "смущу человека своим вниманием".

Конечно, рано или поздно лидер найдется. Начнет действовать, а за ним сорвутся остальные. Но если лично вы оказались в опасной ситуации, лучше не ждите. Даже если кругом множество людей - обращайтесь за помощью адресно. Кричите что-то вроде: "Мужчина в красной куртке, вы не могли бы..."

И да, аналогично и в маркетинге. По модели "диффузных инноваций" Роджерса первые покупки будут делать исключительно новаторы. Составляющие 2,5% от всей потенциальной аудитории. Остальное большинство будет выжидательно смотреть на них. "Все сразу" покупать не ломанутся.

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 12
Психология Маркетинга
​​Хм. Тут на соседних каналах предлагают, а я чем хуже…

В общем, коллеги, слушайте. Есть возможность купить, скажем так, токены. Обеспечение - земельный банк и имущественный комплекс бассейна реки Миссисипи. Компанию активно поддерживает Джо Ло - министр финансов и председатель Центробанка Франции. За последние два года стоимость токена выросла в 20 раз.

Брать будем?

В целом – а почему бы и нет. Люди покупали. Правда речь идет о 18 веке, а токенами я называю акции французских североамериканских колоний Луизианы и Миссисипи. И люди покупали так активно, что обрушили экономику Франции. Что и послужило проигрышем в войне с Англией за североамериканские колонии. Это знаменитый «Миссисипский пузырь».

Привлекательная обертка новой идеи отключает критическое мышление. Нам что-то понравилось, мы это хотим и решаем, что "все понятно". Уверяем себя, что способны разобраться.

Возникает эффект Даннинга-Крюгера - люди с низкой квалификацией неспособны осознать ошибочность своих действий. Именно в силу своей низкой квалификации.

Поэтому мы, прочтя одну-единственную статью типа "e-mail рассылки эффективны", "автоматическая воронка продаж - круто", "инстаграм дает самых дешевых подписчиков" - начинаем активно внедрять новые инструменты. Вместо того, чтобы постараться чуть подробнее разобраться в предмете.

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 15
Психология Маркетинга
Мотивашки на выходные

Итак, умножьте в уме 17 на 32.

Хм. Вы этого не сделали. Тогда прекращайте читать, а умножьте 17 на 32.

Тем, кто умножил. Это тест Даниэля Канемана. Задача простая, но если не знаешь ответа – надо все отложить в сторону и сконцентрироваться на процессе. Если вы шли – то, скорее всего, замедлили шаг, перемножили и получили ответ.

Вот так мы думаем по-настоящему. А те мысли, которые постоянно блуждают в голове – вспыхивают, пропадают и снова появляются - к интеллектуальной деятельности отношения имеют мало.

Тем, кто не умножил, а читал пост дальше. Отказаться умножать – естественная реакция. Наш мозг отчаянно сопротивляется любой активности, которая заставляет расходовать  энергию. Поэтому в голове без труда всплывает множество оправданий, почему стоит отказаться от чего-то ресурсозатратного. Сразу возникает мысль: «почитаю дальше, посмотрю, если это и вправду интересно, потом умножу».

Только вот какой момент. Когда тренер в зале говорит: «а теперь 3 подхода по 12 раз» - мы слушаемся. Потому что понимаем – по другому вес не сбросить, мышечную массу не набрать. Это и называется тренировкой. А в когнитивной сфере поступаем по-другому. Рука тянется к кнопке «узнать ответ». Быстрее. Только интеллект сложно развить обычными блуждающими мыслями. Надо прилагать усилия.
источник
2019 September 16
Психология Маркетинга
​​Хочется, чтобы компания зарабатывала больше. В результате произносятся вдохновенные речи, ставятся высокие планки. В KPI вшивают премии за исключительные достижения.

Только крупные цели пугают. Они настолько далеки, что приближение к ним практически незаметно. В результате, немного подергавшись, большинство людей сдается.

К сожалению, путь к переменам сократить невозможно. Однако можно найти или создать "близкие победы". Ощущение первых достижений крайне важно. Именно они толкают к завершению начатого действия. Даже если первый успех иллюзорен.

Нуньес и Дрезе провели эксперимент с карточками лояльности для посетителей автомойки. Одним людям давали карточку с 8-ю пустыми ячейками, другим - с 8-ю пустыми и двумя "стартовыми" наклейками. И в том и в другом случае для получения бесплатной мойки требовалось помыть машины восемь раз.

Только люди с двумя «подарочными» штампами приезжали вдвое чаще, чем те, кто получил карточку без штампов. Фиктивно заработанные отметки запускают дальнейшие действия за покупателя, вызывая желание дойти до цели и получить все штампы (иллюстрация из книги Бардена)

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 17
Психология Маркетинга
Нам нравятся легкие идеи. Симпатична история, которую мы в состоянии пересказать завтра в офисе. Загадка, которую можно решить. Продукт с понятными характеристиками.

А быстрее всего мы понимаем то, с чем уже сталкивались раньше. Цепочка рассуждений: "знакомое-правильное-хорошее" рождается в голове очень легко.

Но, к сожалению для маркетологов, чем лучше мы с чем-то знакомы - тем меньше внимания ему уделяем. Человек привыкает к постоянным раздражителям - в том числе и к рекламе. Прослушать 20 раз подряд сложно даже любимую песню. Не то что рекламный ролик.

Так что элемент удивления нужен. Но - в небольшом количестве.

Самый простой способ избежать привыкания - ввести новый стимул. И, что-то давно я не писал в блоге формул. Самое время. Ловите формулу от Дерека Томпсона, как держать покупателей на крючке, не вызывая привыкания. Она выведена путем сложных экспериментов с мышами, а потом дошла до радиостанций.

BBBC-BBC-BBC-BC-D

B,C,D - разные типы сигналов. Или рекламные ролики. Такая последовательность замедляет привыкание на наибольший срок. И знакомая реклама продолжает привлекать внимание.

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 19
Психология Маркетинга
Начнем с быстрого теста на знание основ Библии.

Сколько животных каждого вида взял Моисей на свой ковчег?

Этот вопрос, в письменном виде, задавался в исследовании Альтера. Когда текст печатался стандартным шрифтом (как сейчас в нашем канале) практически все респонденты давали правильный ответ. По два. Каждой твари по паре.

Но вот когда текст печатался сложночитаемыми, изысканными буковками, то на 35% больше людей отметили, что в ковчег животных собирал все же Ной, а не Моисей.

Эксперимент отчасти шуточный. Но прекрасно демонстрирует - если сделать путь покупателя гладким и простым - как мечтают все интернет-магазины - то покупатель и будет плавно скользить к покупке. Не думая.

С одной стороны, это хорошо. С другой, если вы знаете, что клиенты сравнивают продукт с предложениями конкурентов - не увлекайтесь гладкостью. Внесите пару неожиданных, затрудняющих моментов, которые вырвут покупателя из состояния грогги. И заставят включить мозг.

Моя книга: OZON
источник
2019 September 20
Психология Маркетинга
Порой я сталкиваюсь с собственниками бизнеса, которые сознательно не хотят "раскрывать все тайны покупателю". Чтобы клиент сам обнаруживал достоинства предложения компании.

Это подход людей, которые пишут: "осторожно, спойлер!". Действительно, большинство из нас опасается, что раскрытие информации приведет к спаду интереса. В некоторых случаях это так. Но отнюдь не всегда.

Мы пересматриваем любимые фильмы и перечитываем книги - уже доподлинно зная, чем все закончится. Даже для новых произведений угадать концовку не составляет особого труда. Понятно, что добро, в лице условного Гарри Поттера, скорее всего, победит. Притягательность хорошего фильма, книги или продукта - больше чем в сюжете. Это множество мелких деталей, которые не передать ни в спойлере, ни в рекламе.

Скорее дело обстоит ровно наоборот. В исследовании Стенберга восемьсот человек читали рассказы известных писателей. В половине случаев в текст включили "абзацы-спойлеры" - раскрывающие интригу. Но в итоге читатели, оценивая произведения, отдали предпочтение именно рассказам со спойлерами. Они не убивали, а наоборот, подогревали интерес. Как сериал, обрывающийся намеком на события следующей серии.

Вываливать гору информации на клиента, безусловно, не нужно. Но и скрывать от него преимущества, пряча их в "посмотрите это пятиминутное видео о компании и тогда все поймете" - тоже не лучший вариант.

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 22
Психология Маркетинга
мотивашки на выходные

"Путь в тысячу ли начинается с первого шага". Прекрасная, правильная, отличная фраза Лао-Цзы. Я слышал ее сотни раз. Полагаю, что и вы тоже.

Только и вот то путешествие, когда мы вышли из дома, а потом у нас испортилось настроение, а еще и погода плохая и мы через пять минут вернулись домой - тоже начиналось с первого шага.

Поэтому. Важен не только первый шаг, но и обязательное позитивное подкрепление этого события. Ощущение "я молодец, все правильно делаю". И такое подкрепление лучше запланировать заранее.

Глупо кричать на ребенка, который упал, первый раз в жизни сев на велосипед. Родители хвалят за старание, маленькие победы. И ребенок продолжает заниматься. В обычной жизни нас самих, сотрудников, покупателей хвалят мало. А люди необычайно голодны до комплиментов.

Поэтому - хвалите себя сами. Не ждите "удобного момента", чтобы начать хвалить других. Даже когда человек знает, что комплимент полностью не соответствует истине - его все равно приятно слышать. Именно поэтому, когда отдельные личности поздравляют женщин с "очередным восемнадцатилетнем" это все равно не звучит как издевка.

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 23
Психология Маркетинга
​​В маркетинге давным-давно известна модель диффузных инноваций Рождерса. По ней растут продажи всех новых продуктов. Тем не менее, большинство прогнозов выручки стартапов, инноваций, что видел лично я - прямая линия в небо. Или рост по экспоненте.

Так что притащил в высшей степени объективный пример, как на самом деле растет популярность.

В мире существует продукт, который вынужден приобрести практически каждый человек. В наличии множество брендов, но никто специально не рекламирует себя. Более того, все бренды продаются по одной цене. Доступной каждому покупателю. Идеальный рынок, который определяется исключительно предпочтениями.

Я говорю о выборе имени для ребенка. Посмотрите на график (взял здесь). Выделенная линия - имя Сергей. Второе по популярности в 20 веке на территории Москвы. Долгое плато - затем резкий, пиковый рост - и резкий спад.

На популярность имени или продукта влияет множество факторов. Проконтролировать все невозможно. Главное, что в подавляющем большинстве случаев всплеск интереса имеет форму острого колокола.

И это именно то, что стоит ждать от рынка. "Медленный, уверенный рост" - не о будущих лидерах. Скорее: "сочетание ряда факторов и взрыв популярности". Которая сменится непрерывным падением. Планировать продажи лучше исходя из такой предпосылки.

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 24
Психология Маркетинга
Один из универсальных литературных сюжетов - герой, отправляющийся в путешествие. Из зоны комфорта в неизвестность. Сталкивается с испытаниями, меняется и возвращается героем. Фродо с кольцом, Гарри Поттер, Нео, Рома из Empire V - тысячи их.

Мы любим такие истории благодаря балансу двух факторов: понятности и непредсказуемости.

В начале главный герой должен предстать в роли обычного человека. "Такой же, как я". Чтобы покупатели, то есть читатели, могли отождествить себя с его будущими приключениями. А стать похожим - не значит угадать пол и возраст. Чувство близости возникает, когда другой человек разделяет твои убеждения, взгляды на жизнь.

Например, отличное исследование фильмов ужасов, проведенное Бруццезе. Стандартный ход - людей начинает преследовать таинственное зло. Так вот. В некоторых фильмах герои случайно привлекают к себе внимание нечисти. А в других - нарочно вызывают демона, а потом не справляются с ним.

Только обычный, средний человек вовсе не практикует вызовы дьявола. Отождествить себя с придурками, рисующими пентаграмму, ему сложно. Даже если они будут того же возраста. Результат - первая категория фильмов значительно популярнее.

Итак, шаг первый - показать схожесть. Но если главный герой будет и дальше жить "как я" - работа, потупить в соцсетях, в пятницу в бар - это скучно. Так что его надо выкинуть из зоны комфорта. Причем выкинуть насильно - большинство людей вовсе не рвутся шагать в неизвестность. А дальше - трудности и победа.

Описанный подход - универсальный рецепт и создания рекламы. Более тонко - клиентского пути, как на сайте, так и в оффлайне.

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 26
Психология Маркетинга
Я уже рассказывал о низкой достоверности опросов. Люди, описывая свои цели и потребности, скорее говорят о том, кем они хотели бы быть. А не тем, кем являются на самом деле. Человек врет даже не интервьюеру. В первую очередь человек стремится обмануть сам себя.

Ах, но сейчас-то Big Data! Теперь-то мы знаем не слова, а реальное поведение пользователя!

Например, практически везде понатыканы кнопки "лайк". Пользователь легко выражает отношение к публикациям. Так что для Фейсбука, алгоритмы которого решают задачу создания "идеальной персональной ленты", все просто. Бери да показывай материалы, которые нравятся пользователю.

Только все не так просто. Перечитайте еще раз последнее предложение первого абзаца.

В реальности люди чаще лайкают котиков, забавные картинки, тесты и прочую белиберду. И если полагаться исключительно на поведение покупателей - в ленте следует показывать легкий, развлекательный контент.

Который правда будет отражать наши интересы. Кто мы есть. Но не будет показывать то, кем мы хотели бы быть. Мы можем не читать о достижениях науки, но видеть подобный пост в ленте приятно. Он поднимает статус - демонстрируя ширину нашего кругозора.

Продвинутые персональные алгоритмы учитывают не только поведение, но и устремления человека. Пользователю показывают посты, которые он хотел бы видеть в своей ленте. Даже если он не кликает на них.

Моя книга: OZON, Litres
источник
2019 September 27
Психология Маркетинга
Идем по улице. Вдруг кто-то, пробегая мимо, толкает нас в сторону. "Долбаный урод!", - скорее всего, мы кричим ему вслед.

Мало кому придет в голову мысль: "Боже мой, что случилось, надеюсь у него все будет хорошо". Ведь обычно люди не бегают, как сумасшедшие, распихивая прохожих. И если так поступим лично мы сами - значит случилось что-то экстраординарное.

Практически всегда причины поведения лежат в конкретной ситуации. Что-то случилось - и человек несется как угорелый. А проще всего изменить ситуацию в нужную сторону - прямо и конкретно сказать, что же все-таки нам нужно.

Росс и Нисбет опросили студентов об их сокурсниках и выяснили, кто активно занимается благотворительностью, а кого стоит отнести к "жадинам". После чего одним студентам направили письмо, где в общих чертах сообщалось о благотворительном сборе продуктов в институте. Откликнулось 8% "добрых" и никто из "жаден".

А другим написали примерно так: "будет благотворительный сбор продуктов, отнесите 2 банки тушенки в такую-то точку кампуса в такие-то дни". Консервы принесли 42% "добрых", а главное - 25% "жадин".

Так что в три раза выгоднее положится на жмотов с четкой инструкцией, чем на добрых людей без конкретного плана.

Моя книга: OZON, Litres
источник