
Популярные сегодня термины «левый», «правый», «либерал», «консерватор» не вызывают ни малейшей симпатии. Они ничего не отражают и никак не помогают разным людям одинаково осмыслить стоящие за этими словами понятия. Если бы в быту некое слово для одного человека означало понятия «форточка» и «слон», а для другого — «клоун» и «астролябия», такое глупое, бессмысленное слово никто бы и не подумал использовать.
Но почему-то с политическими понятиями дело обстоит иначе.
Термины «правые» и «левые» впервые появились в послереволюционном (1789 г.) французском парламенте, в котором возникли три направления, выбравшие (что получилось случайно) свой порядок рассаживания по местам: в правом крыле расположились фельяны — депутаты, желавшие сохранить монархический строй и регулировать его с помощью Конституции; в центре сидели жирондисты — колеблющиеся республиканцы; на левом крыле устроились якобинцы — сторонники радикальных революционных действий, стремящиеся к фундаментальным переменам.
Затем власть менялась, идея рассадки по взглядам перешла на другие парламенты, но не это важно. Главное тут — выделить принцип. А он, на первых этапах, таков — поскольку отправной точкой для парламентаризма был абсолютизм, т.е. фактически ограничения со всех сторон волей монарха, то реформы всегда давали дополнительную свободу. Сперва — конституцию, далее — прочие свободы.
Однако процесс развития политической мысли не стоял на месте, и оказалось, что меж тотальной свободой и тотальным повиновением есть множество градаций, множество вариантов устройства политической системы, где одно — ограничивается, а другое — дозволяется.
И потому сказать правая партия или левая, консервативная или либеральная можно только (!) относительно единственного вопроса конкретных свобод/ограничений — например только религиозных свобод, или только экономических.
Причем нельзя просто взять, например, Декларацию прав человека, выписать оттуда свободы и построить некую условную карту либеральности/консервативности по всем партиям: для каждого человека вес (приоритет) каждой конкретной свободы индивидуален! Так что можно создать персональную карту уровня либерализма различных партий, но много ли в ней будет прока? Ведь типизация политических объединений прежде всего призвана облегчить ориентацию изберателя в сложной системе современной партийной демократии.
__________
Не забывайте подписываться на наш канал. Большинство контента, выкладываемого на канал - создан нами.
Работаем над увеличением качества каждый день
@Marx_C