Инициатива Путина застала общество врасплох, потому что сам он говорил о неизменности Конституции. В итоге общество и элиты не смогли сформулировать своего отношения к этой реформе по существу. Между тем принятие поправок откроет двери «новому режиму», две важные черты которого – это фактическое подчинение президенту судебной вертикали и частичный возврат к советской изоляционистской доктрине, при которой нормы международного права действуют в стране не автоматически, а лишь становясь элементом национального законодательства, отмечается в докладе.
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова полагает, что в нынешней ситуации следовало бы проанализировать недостатки в реализации действующего Основного закона, а не менять его, поскольку нынешняя Конституция не исключает «реально иное, лучшее ее применение». По мнению юриста Елены Лукьяновой, путинская реформа опасна тем, что изменяет «конституционную идентичность» (ее составляют преамбула и главы 1 и 2), подразумевающую «осознание себя частью мирового сообщества, демократию, федерализм, республиканскую форму правления, правовое государство и права человека как высшую ценность». При этом почти все поправки «не просто противоречат главным конституционным ценностям, но создают условия для невозможности их реализации или препятствуют ей». Юрист Михаил Краснов не согласен с выводом об изменении конституционной идентичности, но общая правовая ситуация, по его мнению, институционально действительно ухудшается: например, судьи высших судов подвешиваются на «крючок управляемости» со стороны политической власти, а местное самоуправление встраивается в вертикаль власти.